пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ДОМИК ЛЕРМОНТОВА • Автор: П. Е. СелегейОГЛАВЛЕНИЕ



 Музеи 

Домик Лермонтова

Зал первый. Лермонтов с нами

Домик Лермонтова в ПятигорскеРассказывая о своем космическом полете, Герман Степанович Титов писал: «...«Восток-2» вошел в тень Земли, и его обступила темная непроглядная ночь. Нз черном бархате неба, как алмазы, трепетным огнем искрились и переливались крупные, холодные звезды Глядя на них, нельзя было не вспомнить стихи Лермонтова:

И звезда с звездою говорит...»

Летчик-космонавт, совершая героический полет вокруг Земли, как бы почувствовал рядом с собою великого поэта. Позднее, в августе 1962 года, мы узнали, что вместе с космонавтом Павлом Романовичем Поповичем в космос отправился небольшой, в зеленой об ложке томик стихотворений Лермонтова.

Поэтому не случайной литературной ассоциацией, а глубоко осознанным признанием выдающейся роли Лермонтова в формировании духовного мира советского человека воспринимаются нами слова скульптора С Т Коненкова: «Жить надо с расправленными крыльями Как верно и хорошо сказано Михаилом Лермонтовым в его непревзойденном «Парусе»:

А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой!

Поэтический образ «Паруса» кажется мне лучшим выражением полноценного человека». Вот почему, входя в первый зал музея, посетители видят, что наряду со скульптурным портретом Лермонтова (скульптор Л. Д. Муравин) экспозицию как заглавный лист открывает полный текст стихотворения «Парус». Сила поэзии Лермонтова в ее народности. Это высшее достоинство гениальных созданий великого поэта. «Парус», «Бородино», «Песня про купца Калашникова», «Родина», «Мцыри», «Дума» — эти и многие другие произведения Лермонтова навсегда вошли в духовную жизнь народа. Лучшим признанием величайшей заслуги поэта перед народом является то, что, вступая в жизнь, наши дети по этим произведениям учатся понимать, что такое Родина, правда, мужество, человеческое достоинство.

Всю жизнь Лермонтова волновал могучий образ бунтаря, борца за свободу рвущегося навстречу битвам и бурям.

Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

О благородной роли поэтического наследия М. Ю Лермонтова в жизни советских людей и рассказывает экспозиция первого зала. Справа от центрального стенда обращают на себя внимание крупно выписанные слова: «Привлекала нас в молодости смелость и сила чувства, которые так ярки у Лермонтова». Это цитата из помещенного здесь же письма Н. К. Крупской бывшей сотруднице музея «Домик Лермонтова» М. Ф. Николевой (1938 г.), в котором Надежда Константиновна рассказывает о любви своей и Владимира Ильича к Лермонтову.

Это не единственное свидетельство интереса В. И. Ленина к поэту. В своих воспоминаниях Н. К. Крупская писала: «Я привезла в Сибирь с собою Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Владимир Ильич положил их около своей кровати, рядом с Гегелем, и перечитывал их вновь и вновь».

О том, что В. И. Ленин хорошо знал М. Ю. Лермонтова, красноречиво свидетельствуют также представленные в экспозиции отдельные его сочинения, в которых он, разоблачая политику кадетов и меншевиков, остроумно использовал строки из Лермонтовских стихов.

О роли поэзии Лермонтова в патриотическом воспитании людей, о проявлении всенародной любви к великому поэту говорят экспонаты, помещенные в турникете и витрине слева от центрального стенда. Большой интерес представляют репродукции статей из фронтовых и центральных газет периода Великой Отечественной войны. Патриотическая поэзия Лермонтова укрепляла силы и волю советских воинов, вдохновляла их на борьбу с фашизмом. В турникете — передовая статья газеты «Красная звезда» от 16 октября 1941 года. Обращаясь к воинам, газета писала: «Из глубины годов доносится сейчас на поля сражений к воинам Красной Армии, защищающим Москву, благородный клич их предков:

«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
— И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

В экспозиции эти замечательные строки выписаны рядом с акварелью К. К. Купецио, изображающей площадь имени Лермонтова в Москве. Здесь, в доме у Красных ворот, 15 октября 1814 года родился великий русский поэт. В 1964 году в ознаменование 150-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова на площади был торжественно открыт памятник. (Скульптор И. Д. Бродский).

В нашей стране бережно охраняются памятные места, связанные с жизнью и творчеством Лермонтова. Некоторые из них изображены на помещенных в экспозиции рисунках. На гравюрах А. С. Хижинского запечатлены виды Тархан, где поэт провел 13 лет своего детства. Рядом с ними — лермонтовские строки:

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.

В турникете помещены материалы, рассказывающие о том как широко было отмечено по всей стране 150-летие со дня рождения поэта. На фотографиях - тор-жественное юбилейное собрание в Большом театре СССР, праздник поэзии в Пятигорске. Такие же поэтические форумы состоялись в Ленинграде и Тарханах. В витрине — юбилейная лермонтовская медаль. Следующие разделы экспозиции посвящены теме «Лермонтов в советском искусстве».

Живой отклик поэзия М. Ю. Лермонтова получила в творчестве художников. Замечательные произведения изобразительного искусства, посвященные поэту, создали В. Фаворский, Н. Кузьмин, Д. Шмаринов, Ф. Константинов, Н. Ульянов и многие другие советские художники. В экспозиции представлены давно получившие широкую известность и признание замечательные иллюстрации Н. В. Кузьмина к драме «Маскарад».

С тонким пониманием Лермонтова и большим мастерством выполнены гравюры Ф. Константинова — иллюстрации к «Демону», «Мцыри», «Герою нашего времени». Привлекают внимание выполненные в разных художественных манерах работы В. Бехтеева, П. Бунина, Т. Мавриной, К. И. Рудакова, Ю. Иванова, К. Клементьевой и других художников.

Особенно видное место занял М. Ю. Лермонтов в музыкальной культуре в послевоенные годы. В раз личных театрах нашей страны были осуществлены постановки новых музыкальных произведений: балета Б. Мошкова «Бэла», оперы А. Артамонова «Маскарад», оперы Г. Крейтнера «В грозный год» (по роману «Вадим»), балета С. Цинцадзе «Демон» и других.

На фотографиях запечатлены фрагменты оперы «Маскарад» композиторов Д. Толстого (в постановке Пермского театра оперы и балета) и Б. Зейдмана (Азербайджанский театр), а также одноименного балета Л. Лапутина, поставленного в Новосибирске. На стенде и в витрине представлены афиши, программы различных театральных постановок. Здесь же помещены ноты с автографом Арама Хачатуряна, создавшего замечательную, покорившую сердца людей музыку к драме «Маскарад».

Говоря о своей работе над музыкой к лермонтовской драме, А. И. Хачатурян писал: «Лермонтов — один из тех великих русских гениев, чье творчество будет вечно жить в музыке. Лермонтовские образы привлекают советского композитора стремлением к борьбе за свободу и счастье человека. С трепетным волнением писал я музыку к драме Лермонтова «Маскарад». Какая глубина чувств, всепобеждающая сила страстей! «Маскарад» ждет еще своего Чайковского».

Прочно утвердились в репертуаре наших театров драматургические произведения поэта, особенно «Маскарад». Прологом славной сценической жизни этой драмы в советской театральной культуре явилась постановка ее в 1917 году, незадолго до Октябрьской революции, в бывшем Александрийском театре в Петрограде (ныне Ленинградский Академический театр драмы им. А. С. Пушкина). Народный артист СССР Ю. М. Юрьев, выдающийся исполнитель роли Арбенина, сыгравший ее более 700 раз, вспоминая об этой постановке, писал: «...На улицах начиналась революция, слышались крики, собирались толпы с флагами, трамваи не ходили... И все-таки театр был полон». Поставлен «Маскарад» был В. Э. Мейерхольдом.

В экспозиции помещен скульптурный портрет Ю. М. Юрьева в роли Арбенина (скульптор Т. Ф. Ланге, гипс, 1936), а также эскизы декораций и костюмов художника А. Я. Головина к этой постановке.

С тех пор и до сегодняшнего дня «Маскарад» не сходит со сцены. Только за последнее десятилетие ее постановку осуществили (по неполным данным) более 50 театров. Трагическую историю лермонтовских героев, воплощенную в этой драме, с волнением смотрели театральные зрители многих городов страны.

Одним из наиболее значительных и глубоких сценических воплощений драмы «Маскарад» явилась ее постановка в Московском государственном драматическом театре имени Моссовета, где роль Арбенина многие годы исполнял народный артист СССР Н. Д. Мордвинов. Последняя редакция постановки, осуществленной в 1963 году народным артистом СССР Ю. Завадским, удостоена Ленинской премии. Создав неповторимый, замечательный образ героя лермонтовской драмы, Н. Д. Мордвинов вписал блестящую страницу в историю выдающихся творческих достижений советского театрального искусства.

В настенной витрине помещены многочисленные фотографии - сцены из «Маскарада» в постановке театра имени Моссовета. Здесь же личные вещи Н. Д. Мордвинова - перстень, перчатки, с которыми он исполнял роль Арбенина во всех 330 представлениях.

В заключительном разделе экспозиции первого зала представлены многочисленные издания произведений М. Ю. Лермонтова на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран, а также труды советских ученых — исследователей жизни и творчества поэта.

Лучшим свидетельством всенародного признания Лермонтова являются массовые издания его книг. За годы Советской власти произведения Лермонтова изданы в нашей стране на 67 языках тиражом свыше 65 миллионов экземпляров.

Первые послереволюционные издания Лермонтова появились в 1918 — 1919 годах. Это были маленькие, очень скромно оформленные книжечки, выходившие в серии с многозначительным названием «Народная библиотека». Здесь были «Тамань», «Бэла», «Песня про купца Калашникова», «Демон», «Баллады» и другие произведения. Теперь эти пожелтевшие от времени книги, помещенные в экспозиции, мы рассматриваем как редкие и драгоценные реликвии. Они положили начало массовому продвижению лермонтовской поэзии в народ. Последовавшие за ними все новые и новые издания вылились в могучий поток лермонтовской литературы, удовлетворяющей все возрастающие духовные, эстетические потребности народа.

Когда-то В. Г. Белинский был восхищен тем как разошлось второе издание романа «Герой нашего времени», вышедшее тиражом немногим более одной тысячи экземпляров, и предсказал, что такой успех романа будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить на русском языке. Белинский не ошибся. Но «же он глубоко веривший в великое будущее гениального поэта, был бы радостно удивлен если бы мог узнать, что в России через 120 лет, в 1962 году, только одно, при этом научное, а не массовое издательство (Академии наук СССР) издаст 4-томное собрание сочинений Лермонтова тиражом 225 тысяч экземпляров!

Но нас радует не только количество изданий и их тиражи. Не меньшее восхищение вызывает то, что книги Лермонтова никогда не залеживаются на полках книжных магазинов. Расходятся они мгновенно! И если бы тираж их был удвоен, он разошелся бы с той же быстротой. Потому что Лермонтов — любимый народом поэт, близкий и понятный ему.

Многие из представленных в экспозиции изданий богато иллюстрированы известными русскими и советскими художниками. Украшением книжной выставки являются помещенные здесь подлинные иллюстрации И. Е. Репина «Пророк» (акварель, 1891), В. А. Серова «Бэла» (акварель, 1891), М. А. Врубеля «Демон» (карандаш, 1891), И. Я. Билибина «Песня про купца Калашникова» (акварель, 1938).

Лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы». Родным и близким стал Лермонтов для писателей всей многонациональной советской литературы.

Я полюбил тебя, как любят Физули,
Как любят Низами у нас в Азербайджане.
Ты дорог мне, как брат, родившийся вдали,
Я отзвук дум твоих ищу в своем дастане.

Так говорит о М. Ю. Лермонтове азербайджанский поэт Мамед Рагим. Такие же чувства питают к нему многие другие писатели народов Советской страны. Известный балкарский поэт Кайсын Кулиев в предисловии к сборнику своих стихотворений в 1959 году писал: «...Я в дни фронтовых испытаний Отечественной войны даже клялся именем Лермонтова, а томик его избранных произведений постоянно находился у меня в полевой сумке. Эта книга не только придавала мне мужество и помогала жить в самые трудные дни, но и связывала как-то со всем родным, бесконечно дорогим моему сердцу, за что я воевал и готов был отдать жизнь».

Видное место занимает М. Ю. Лермонтов в советской литературоведческой науке. Только в послереволюционные годы советским ученым удалось раскрыть поэтический мир великого поэта, дать правильное, подлинно научное истолкование многим фактам жизни и творчества Лермонтова. Труды Д. М. Эйхенбаума. И. Л. Андроникова, Н. Л. Бродского, В. А. Мануйлова, Л. П. Семенова, А. Н. Соколова, Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимова, А. М. Докусова, Б. С. Виноградова, А. В. Попова, Э. Г. Герштейн, С. А. Андреева-Кривича, Е. Н. Михайловой, Т. А. Ивановой и многих других исследователей являются большим вкладом в лермонтоведенне. Многие из этих трудов находятся в книжной экспозиции музея.

Поэтическое наследие М. Ю. Лермонтова стало достоянием всех народов нашей страны. С каждым годом возрастает живой интерес людей к поэту, усиливается приток его почитателей в лермонтовские края, среди которых особое место принадлежит Кавказу — второй поэтической родине Лермонтова. Тот, кто посещает этот край, с волнением ищет здесь встречи с Лермонтовым, стремится постигнуть творческую историю его произведений, узнать о поэте что-то новое.

Удовлетворению этой духовной потребности сотен сяч людей помогает музей «Домик Лермонтова» и, в частности, экспозиция литературного отдела, основные материалы которой, начиная со второго зала, рассказывают посетителям о том, какое место занял Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова, что дало общение поэта с этим суровым и прекрасным краем русской литературе.


БИБЛИОТЕКА

Введение
Зал первый. Лермонтов с нами
Зал второй. Первые поездки на Кавказ
Зал третий. Стихотворение «Смерть поэта». Ссылка на Кавказ. Поэма «Мцири»
Зал четвертый. Поэма «Демон». Роман «Герой нашего времени»
Зал пятый. Петербург, 1838—1841 годы. Вторая ссылка на Кавказ
Зал шестой. Пятигорск, 1841 год. Последние стихи. Гибель поэта
Зал седьмой. Мемориальная гостиная
Домик Лермонтова. Последний приют
Летопись бессмертия

БИБЛИОТЕКА
«Лермонтовские места на Кавказских Минеральных Водах»








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!