пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «Кавказские Минеральные Воды в древности и средневековье» Рим-гора – крепость Боргустан | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Рим-гора – крепость БоргустанВ 16 км. к западу от Кисловодска при слиянии рек Подкумок и Эшкакон находится возвышенность, представляющая скальный останец, господствующий над прилегающей местностью. Высокие и почти со всех сторон отвесные обрывы делают эту возвышенность прекрасным естественным укреплением, в юго-восточной части дополняемым постепенно понижающимся длинным выступом – так называемой куэстой. Не удивительно, что и в древности, и в средневековье это природой созданное укрепление использовалось и было обжито. В двух километрах от станции Минутка расположен еще один аналогичный скальный останец, длинный и узкий, вследствие чего у местного населения он получил меткое название Клин-яр. Последний также был обжит. Наше внимание привлекает первая скальная возвышенность – известное в археологической литературе, но слабо изученное городище Рим-гора. Другое ее название Бургусант или Боргустан. Что мы знаем о Рим-горе? Безусловно, прежде всего, бросается в глаза ее название: почему «Рим»? Естественно, современный город Рим здесь не причем. Некоторые авторы справедливо указывали, что нынешнее название является переосмыслением более древнего названия «Рум-кала». Этимология его достаточно прозрачна: греки-византийцы себя именовали «ромеи», кавказцы их называли «рум». Следовательно, в глазах северо-кавказских аборигенов под номинацией «рум» могли проходить и византийцы, и последовавшие после них генуэзцы и венецианцы. Второй элемент названия «кала» не менее прозрачен: в тюркских языках это «крепость, город». Итак, крепость или город румов-византийцев. В средневековых письменных источниках город с таким названием нам не известен; правда В.Ф. Минорский со ссылкой на перевод М. Броссе «Истории» армянского автора конца XIII - начала XIVвв. С. Орбелиана и в связи с титулом «Марзубан» - «хранитель пограничной области» - упоминает некую Рум –Кала. Но нет никаких оснований для сближения этой Рум-Калы с рассматриваемым здесь археологическим памятником и, кроме того, уже упоминалось о его втором названии Бургусант. В своей статье А. П. Рунич и Н. Н. Михайлов писали о городе Бургусанте, «который в настоящее время больше известен под названием Рим-гора». Похоже, что это действительно так. Наиболее раннее и достоверное упоминание Рим-горы, как крепости Боргустан, относится к середине XVIIв. и принадлежит турецкому путешественнику Эвлия Челеби: «с этой образцовой крепостью не могут даже идти в сравнение непреступные крепости во владениях дома Осиана. Эта крепость – могущество силы – не идет в сравнение ни с крепостями Мардин, Дихле, Имадийе, Эмрийе, Санджар, Биреджик, Маку, ни с крепостью Мангуп в Крыму». Восторженная оценка достоинств Рим-горы Э. Челеби явно преувеличена: я осматривал Мангуп в Крыму и не вижу столь резкой разницы в этих естественных укреплениях. Они очень близки и представляют крепости на так называемых столовых возвышенностях, геоморфологически сходных, но действительно неприступных – в 1475 г. турки взяли Мангуп только после шестимесячной осады. Еще одним подобным городищем в Крыму является Эски-Кермен близ города Бахчисарая. В. И. Равдоникас сопоставлял Эски-Кермен с Рим-горой, относя оба памятника к числу «пещерных» городов. Сближал эти памятники и Н. И. Репников. Сходство внешнее, культуры не идентичны, хотя общего не мало: время крымских городищ и Рим-горы почти одно. Однако вернемся к вопросу о крепости Боргустан. Согласно Э. Челеби в ней жили ногайцы, но здесь следует иметь в виду, что у Челеби ногайцами назывались и татары. Вот что писал о Боргустане в 1823 г. С. Броневский: «Не в дальнем расстоянии от кисловодской крепости на западе видна примечательная скала, называемая Бургусан, на которую восходят по уступам, как будто нарочно сделанным.… На плоском ее возвышении находятся признаки старинного жилья, могилы, ямы, кувшины. Предания тамошних жителей утверждают, якобы тут было некогда жилище франков, т.е. европейцев». На основе фольклорного материала первый кабардинский историк Ш. Б. Ногмов создал свою «Историю адыгейского народа», где сообщал о Рим-горе, ее внешнем виде, лестнице, грудах камней от построек, находках серебряных крестов, ложек, большого железного креста и т.п. «Предание говорит, что тут был город, называвшийся Бергусант, этимология этого слова значит «собрание многих антов». Русские его называют Бергустаном». Но кабардинское происхождение названия по Ш. Б. Ногмову, как и латинское (Borgo Santo), оспорено Л. И. Лавровым и признано тюркским. Не берусь судить об окончательности выводов Л. И. Лаврова, но в конкретном историческом контексте XIII-XIVвв. вторая (латинская) версия мне представляется возможной, хотя и не доказанной. Возможной потому, что в указанное время на Рим-горе действительно могла функционировать венецианско-генуэзская фактория. О Рим-горе, как убежище «франков», ссылаясь на П. С. Палласа, писал Дюбуа де Монпере. Он же донес до нас предание, записанное от генерала Энгельгардта: франки или генуэзцы жили в долине Кисловодска. Подобные устные предания дошли не только до Энгельгардта – в 1885 г. в газете «Терские ведомости» №45 была помещена статья П. Ницика «Из местных преданий и воспоминаний» со следующим свидетельством: «Говорят, что около Боргустанской станицы некогда была генуэзская колония, богатая золотом, которое там будто бы добывалось». Здесь вероятная историческая реальность сочетается с фольклорной фантазией, отразившейся в колоритной, но не реальной детали о золоте. Информаторы Броневского, Энгельгардта и Ницика остались неизвестны, но сама информация вряд ли случайна. Рациональное зерно в ней есть. Но есть и немало загадок. Интересная историческая информация может оказаться в другом предании черкесов, записанном Фирковичем. В нем повествуется о том, что Рим-гора принадлежала княгине Акбилек («белорукая»), переселившейся сюда с верховьев реки Зеленчук, «где и доныне находится ее дом и церковь с надписями». По преданию Рим-гора была взята приступом Тамерланом. с именем Акбилек – путаница: по П. Хицунову руины средневекового города близ старинных церквей в ущелье Большого Зеленчука носили название Акбилек. Что касается взятия Рим-горы войсками Тамерлана в 1395г. (?), эти легендарные сведения могут нести в себе рациональное зерно истины: известно, что со времен золотоордынского хана Узбека лучшей летовкой для скота, и в том числе верховых лошадей, считалось Пятигорье. В своем движении на север после разгрома золотоордынских войск у Нижнего Джулата на Тереке, покоритель мира мог дать отдых своей армии, использовавшей для этого именно Пятигорье. Возможно, тогда и была осаждена и взята Рим-гора. Прямых доказательств этих событий пока нет. Начало археологическому изучению Рим-горы положил русский академик немецкого происхождения П. С. Паллас, побывавший на КМВ в 1793г. Он посетил Рим-гору, осмотрел ее, составил и опубликовал в своем труде план городища, без выделения на нем археологических объектов. Выполненный Палласом план достаточно точен. В 1848 г. на городище побывал А. Фиркович, нашедший здесь железный крест и крест из сплава с изображением Богоматери и десять монет. С южной стороны Рим-горы им осмотрена пещера с тремя крестами «византийской формы», в домах казаков находящейся около Рим-горы станицы Боргустанской А. Фиркович отметил четыре камня из окрестностей, с остатками каких-то надписей и грубо высеченными фигурами людей, оленей и кружков. В четырех километрах от станицы по дороге к Кисловодску были найдены «еще четыре памятника с остатками надписей». Как свидетельствует И. Помяловский, в 1846г. на Рим-горе был открыт каменный крест, перевезенный затем в Пятигорск. На кресте высечена греческая надпись, опубликованная И. Помяловским. Перевод надписи Помяловским: «(Помяни Господи) души рабов твоих Георгия, Иакова». Нет никаких сомнений в том, что эти камни с изображениями, крест с надписью тесно связаны с Рим-горой и если не происходят с территории самого городища, то принадлежат к его ближайшему окружению, куда входила и станица Боргустанская, основанная в 1825 г. В первой половине XIX в. Рим-гора стала известна и европейскому читателю. В 1833 г. путешествие по Кавказу совершил швейцарец Фредерик Дюбуа де Монпере, побывавший в долине Подкумка. Здесь он видел «большой город, развалинами которого заполнена эта долина. Крепость этого города, расположенная на уединенной скалистой горе зеленого цвета песчаника имела около одной версты в длину; к ней вели две или три лестницы, высеченные в скале; вход на главную из них закрывался дверью, укрепленной в расселине». Сделав небольшие раскопки на вершине, Дюбуа де Монпере нашел «различные предметы, между ними маленькие медные кресты. Хотя крепость была хорошо защищена самой природой, подножье скалы окружили насыпью для безопасности тех, кто спускался за водой к родникам, которые выбиваются из земли у подножья горы». Ссылаясь на П. С. Палласа, Дюбуа передает предание о жительстве здесь франков – европейцев. Об этом выше уже говорилось. Описание Ф. Дюбуа де Монпере для нас ценно тем, что он побывал на Рим-горе вскоре после основания станицы Боргустанской, когда казаки еще не успели растащить камни городища на свои постройки и многое еще сохранялось и не было стерто. Он дал нам хотя и очень стертую, но вполне достоверную картину. Ясно, что городище состояло из двух составных частей: возвышенная над прилегающей местностью цитадель со ступенчатыми подъемами и входом и внизу окружившее цитадель поселение, укрепленное по периметру земляным валом. В пределах нижнего поселения располагались защищенные в случае нападения источники воды. Ясно также, что на Рим-горе мы имеем дело не с рядовым городищем, а с развалинами крупного средневекового города с христианским населением. В 1859 г. в Париже вышла книга Г. Жилля о Кавказе и Крыме, где автор характеризует внешний вид Рим-горы: «этот утес очень удобен для защиты» и передает рассказ, сопровождавшего его казака (очевидно из станицы Бургустанской – В.К.) о том, что его отец нашел на Рим-горе монеты и железные кресты с надписями, похожими на русские. Одна из первых археологических находок с Рим-горы, оказавшихся в музеях – овальная мраморная ваза с боковыми ручками и отломленной нижней частью, попавшая в Кавказский музей Тифлиса.Вазочка не опубликована. Я видел ее фотографию у Н. М. Егорова и думаю, что это византийский или европейский импорт, причем ваза, скорее всего, имела церковное назначение как канфар с ручками. Если это так, то сосуд из Рим-горы по какому-то недоразумению не попал в свод византийских древностей с территории СССР. Не будем останавливаться на компилятивном описании Рим-горы в путеводителе М. Милютина и перейдем к наиболее заметным в досоветский период изысканиям Н. Е. Макаренко в 1907–1909гг. Последний, как и все предыдущие авторы, говорит о неприступности цитадели (высота отвесных стен до 10 саженей, т.е. более 20м.) В различных ее местах обнаружены следы сооружений, выдолбленных в скале углублений, причем отделка отличается «крайней тщательностью работы, круглые ямы сделаны как бы по циркулю, квадратная яма… удивляет своими правильными стенками и совершенно прямыми углами.» Макаренко собрал образцы керамики (по описанию Кружальной – В.К.), костей, различных «поделок», и особо отметил каменный крест, вывезенный в Исторический музей Москвы, с греческой надписью не позднее VII-VIII вв. (по И. Помяловскому, выше мы этот крест уже упоминали). Важны опубликованные Н.Е. Макаренко чертежи погребальных камер, высеченных в скальных отвесах цитадели. Конструктивно это камеры аланских катакомб со сферическим сводом, но без входных дромосов – здесь они не были нужны. Погребения были ограблены, но на стенах камер сохранились нанесенные краской изображения христианских крестов, отдельные знаки и остатки греческих надписей, в том числе IC – XC (Иисус Христос). В советское время на Рим-горе продолжались отдельные и кратковременные (вероятно однодневные) поездки и визуальные осмотры приезжими археологами и местными краеведами. В 1926 г. осмотр памятника выполнило Кавказское горное общество Пятигорска (Д. М. Павлов, С. Ф. Авсенев и др.), пришедшее к заключению о бывшем здесь поселении поздневизантийского времени и с местным населением, подвергнувшимся «могучему влиянию Византийской империи». В 1927г. упомянутое Кавказское горное общество продолжило разыскания на Рим-горе и открыло на северном склоне куэсты (косогора – В.К.) «подземные камеры», высеченные в песчанике, четырехугольные в плане и с «цилиндрическим» сводом. Осмотрены три камеры с остатками человеческих костей, сделан вывод, что это катакомбы Рим-горы «поздневизантийского» или византийского времени. Тогда же появилась статья В. Ф. Смолина о катакомбах Рим-горы. Автор установил наличие на площади куэсты одиночных, двойных и тройных камер высотой до 1,90 м и высказал свое мнение о датировании катакомб VII-VIII вв. Наиболее систематическое изучение Рим-горы, в первую очередь ее некрополя, с 1936г. совместно с Н. М. Егоровым осуществлял А.П. Рунич. Позже к ним присоединились М. И. Рыбенко и Н. Н. Михайлов, группа кисловодских школьников. По следам культурного слоя установлена примерная площадь поселения 115-117 га, собрана керамика и в том числе фрагменты подвесных глиняных котлов, замечены следы от турлучных глинобитных построек, глинобитные полы, мусорные ямы, найдены зерна ячменя, пшеницы, проса. Установлена площадь возвышенной цитадели – 16,3 га, подтверждены остатки вала, о котором свидетельствовал Дюбуа де Монпере. Лестниц, ведущих на цитадель, оказалось четыре, из них три с западной стороны. Около окончания лестницы в скальном материке вырублено караульное, по предположению А. П. Рунича, помещение. В восточной части Рим-горы изучались катакомбы, где выявлено 120 камер. Всего же на площади 16-17 га, занятых некрополем, по подсчетам А. П. Рунича должно быть несколько сот, а «может быть и свыше тысячи» камер. Не будем останавливаться на описании деталей всех находок, извлеченных из катакомб. Среди них необходимо обратить внимание на обрывки пергамента со следами каких-то неясных, размытых знаков, вероятно письменности, найденных в катакомбах Рим-горы при неизвестных обстоятельствах. Я видел эти обрывки у А. П. Рунича и могу подтвердить, что это был пергамент из тонкой, слегка просвечивающейся кожи. В своих публикациях о катакомбах Рим-горы А. П. Рунич не привел никаких сведений о пергаменте и лишь поместил снимок, на котором невозможно что-либо разобрать. Между тем это уникальная находка! Очевидно, что она иноземного происхождения и ее научная идентификация и датировка могли бы сказать многое о культуре Рим-горы, ее внешних связях. Возможно и о распространении византийского христианства. Мне уже приходилось высказываться по поводу двух церковных книг, полученных Я. Рейнеггсом в 1783 г. (? – неточно – В.К.) из верхнекубанского храма X-XI вв. Шоана. Можно думать, что книги из храма Шоана скорее всего были пергаментными. Их местонахождение в настоящее время не установлено. Не исключено, что они могли бы представить аналогии пергаменту из Рим-горских катакомб и характеризовать один культурный пласт. Еще одна очень любопытная категория материальной культуры, представленная в катакомбах Рим-горы – деревянные столики круглой формы, с бортиком и на трех ножках. Это предметы местного происхождения, предназначенные для ритуального принятия пищи и традиционные для ряда современных северокавказских народов, среди коих в первую очередь назовем осетин – основных потомков алан. В сочетании с различными импортами они характеризуют смешанный, интеграционный облик культуры городища Рим-гора. В статье А. П. Рунича приводятся также результаты совместного с Н. М. Егоровым обследования Рим-горы в 1936г., когда нижнее поселение еще не подверглось распашке и застройке и были заметны «очертания кварталов и небольших холмов прямоугольной формы и одного в виде креста». Здания имели длину 6-8 м, ширину 4-5 м и поперечной стеной часто делились на две части. Замечены также следы турлучных и глинобитных стен, глинобитных полов, обгорелые балки и обугленный камыш – вероятно от перекрытий домов. Эти наблюдения вполне реальны и соответствуют нашим представлениям о характере раннесредневекового домостроительства на территории Юго-Восточной Европы. При вскрытии катакомб на городском некрополе А. П. Рунич обнаружил такие интересные и редкие предметы воинской экипировки, как железная кольчуга весом 7,9 кг, конической формы железный шлем – шишак и почти целый колчан для стрел. К сожалению, кольчуга осталась не опубликованной, прочие предметы только упомянуты, а их изображения настолько схематичны, что составить полное представление о них (например, был ли шлем пластинчатым или монолитным?) невозможно. После А. П. Рунича и Н. Н. Михайлова на некрополе Рим-горы работал кисловодский археолог С. Н. Савенко, вскрывший 9 катакомб, датированных им IX-XII вв., а в 1987 Х.Х. Биджиев, выявивший следы культурного слоя эпохи кобанской культуры I тыс. до н. э. на поселении. Пытаясь осмыслить грандиозный археологический комплекс Рим-горы, Х. Х. Биджиев посчитал его военно-политическим центром Хазарии. Наконец, среди материалов, собранных краеведами на комплексе Рим-горы, не могу не выделить два редких предмета. Первый из них – случайно найденный между Рим-горой и «Красивым курганом» бронзовый литой змеевик, хранящийся в Кисловодском музее. На его лицевой стороне изображены – в центре мечевидный знак, по его сторонам две фигуры святых, по кругу вокруг святых часть пресвятой песни по-гречески, на обратной стороне помещен шестиглавый змей. «Змеиное гнездо» имело значение апотропея – оберега и ассоциировалось с мудростью, здоровьем и долголетием. Змеевик издан мной как древнерусский XI-XIII вв. Точную (за исключением выгравированного на лицевой стороне креста) аналогию ему представляет, абсолютно совпадая даже в размерах, змеевик из случайных находок на Княжей горе южнее г. Канева на Днепре. Авторы статьи, представляющей новейшее исследование христианской металлопластики из Княжей горы, считают последний змеевик древнерусским. Судя по всему, мы вправе считать наш змеевик древнерусским и аргументом в пользу каких-то связей с Киевской Русью, хотя надпись на нем греко-византийская. Второй уникальный предмет, также имеющий отношение к христианству – круглая перламутровая нагрудная иконка с отверстием для подвешивания в верхней части. По краю бордюр из множества слитных листовидных орнаментальных элементов, в средине иконки помещена сцена «Воздвижения» креста, на котором был распят Иисус Христос. По обе стороны креста стоят Константин и Елена в орнаментированных и широко ниспадающих одеждах с широким оплечьем. Диаметр иконки 6,8 см, толщина 3 мм, на оборотной стороне вырезан крест. Мы имеем дело с настоящим произведением прикладного искусства, выполненным мастером-профессионалом. Графическое мастерство художника-резчика настолько совершенно, композиционное решение настолько точно, что без особых преувеличений иконку Рим-горы можно считать небольшим шедевром прикладного искусства. Происхождение и дата иконки без специального искусствоведческого анализа остаются неясными. Вряд ли это местная работа, ибо в северокавказских культурах средневековья мы не знаем изделий из перламутра, тем более выполненных на столь профессиональном уровне и с таким знанием христианской иконографии. Скорее всего, наша иконка вышла из мастерских той же Византии, но это не более чем догадка, вытекающая из исторического контекста. Историко-археологический комплекс Рим-горы так слабо изучен, что мы до сих пор не имеем четкого представления о его хронологии. Выше упоминалось, что X.Х. Биджиев засвидетельствовал следы культурного слоя I тыс. до н.э. и это говорит о начале освоения и заселения Рим-горы. Но наиболее активный и археологически выраженный подъем жизни на городище, судя по существующим реалиям и артефактам, начинается с VI-VII вв. и продолжается до XII-XIII вв. – времени татаро-монгольского нашествия. Такая хронология Рим-горы намечена местными археологами и краеведами. Разумеется, она схематична и предварительна, но может быть принята как основа для дальнейших хронологических штудий. Здесь предстоит большая работа. Я предполагаю, что возвышение Рим-горы тесно связано с начавшимся в VI в. перемещением трассы «Великого шелкового пути» и, конкретно, его Мисимианского отрезка на Северный Кавказ. Мисимианский путь из верховьев Кубани через Кумбаши выходил в верховья Подкумка, далее к Рим-горе и в Кисловодскую котловину. На местности трасса этого пути зафиксирована археологами. Кстати заметим, что некоторые обнаруженные кресты могли быть не надгробными, а придорожными: такие кресты XI-XIII вв., связанные с византийским влиянием по М. Н. Сперанскому, известны на Западе – в частности в Чехии и Моравии. Нет сомнений в том, что Рим-гора, как неприступная цитадель, контролировала данный участок «Великого шелкового пути» и могла быть остановочным пунктом для торговых караванов. Здесь собирались налоги, функционировал рынок, благодаря им обеспечивалось экономическое, социальное и культурное развитие местного общества. По тем же причинам в районе Рим-горы и на окружающих ее территориях в археологических памятниках осело большое количество импортов, в том числе уникальных. Видимо в силу тех же обстоятельств население Рим-горы не представляло этнического монолита и было смешанным, изменяясь в зависимости от политических обстоятельств. Сейчас вряд ли возможно определить наиболее ранних обитателей и строителей Рим-горы в I тыс. н.э. Если ими были аланы сарматского происхождения – носители катакомбного обряда погребения, то в Кисловодской котловине погребений III-IV вв. мало, их число увеличивается с VI в., одновременно с оживлением функций ВШП. Как уже говорилось выше, около середины VIII в. аланские катакомбные могильники на Рим-горе и на Кавминводах угасли. Видимо, эти события были связаны с неизвестными нам алано-хазарскими отношениями, когда аланы Северного Кавказа были зависимы от Хазарии. Хазары, вероятно, переселили крупную группу алан из Пятигорья в верховья Дона и Донца, заменив их «черными» болгарами. Это не первая насильственная акция подобного рода: по Д. М. Данлопу, ссылающемуся на сообщения сирийских хроник, уже во время правления византийского императора Маврикия (582-602гг.) хазары захватили страну алан и поселились в ней. В середине VIII в. состоялось новое «поселение» хазар не только в Пятигорье, но и в верховьях Кубани и было бы естественно полагать, что с этого времени до конца IX в. на Рим-горе преобладало хазаро-болгарское население и стоял хазарский гарнизон. В X в. (точнее нет) происходит возрождение аланского населения Рим-горы, вновь появляются катакомбные могильники, камеры со сферическими сводами, высеченные в скальном материке и т.д. Можно думать, что салтовские аланы с Дона и Донца вернулись в родные края и жизнь закипела: оживился ВШП и вся экономическая жизнь. Началась заметная социальная дифференциация, появились особо богатые погребения, описанные и проанализированные в статьях С. Н. Савенко. В X-XII вв. активизировалось византийско-причерноморское направление внешних связей Рим-горы – наиболее заметное из трех направлений, выделенных Г. Е. Афанасьевым. Самым ярким свидетельством влияния Византии является распространение христианства и его атрибутов, греческого письма. Нет особых сомнений в том, что византийцы присутствовали среди обитателей Рим-горы и на ней должен быть христианский храм. Повествуя о материальной культуре аланского населения Рим-горы X-XII вв., следует особо сказать о хорошей сохранности в погребальных катакомбах многих предметов из дерева. Видимо, это объясняется полной изоляцией катакомб от внешних воздействий, сухостью и постоянством температуры в камерах. О круглых трехногих ритуальных столиках уже говорилось. Это уникальные находки, открывающие перспективу интересных и исторически информативных разысканий. Не менее уникальны передняя и задняя луки седла с резным геометрическим орнаментом, центральным элементом которого является фигура круга с круглым выступом в центре. Тот же сюжет вписанных один в другой кругов находим на стенках деревянных шкатулок и гребней. Складывается впечатление о большой популярности этого мотива концентрических кругов в местной орнаментике, что должно иметь свои причины. Объясняется сказанное чисто технологическими приемами применения циркуля и линейки, или мы сталкиваемся с проявлением древней идеологии, например с солярным, т.е. солнечным культом? Резкий спад произошел в XIIIв., когда в 1237-38 гг. Северный Кавказ подвергся татаро-монгольскому завоеванию и был включен в улус одного из сыновей Чингис- хана Джучи. За этим улусом закрепилось название Золотая Орда. Центры Золотой Орды находились далеко от Кавказских Минеральных Вод и Рим-горы: начинавших переходить к оседлости кочевников привлекали степи и равнины, необходимые для выпаса бесчисленных стад. На Севером Кавказе татаро-монголы основали и стали отстраивать и развивать три своих города – Маджар на р. Куме (совр. Буденновск), Нижний Джулат на Тереке близ г. Майский и Верхний Джулат также на Тереке в так называемых Эльхотовских воротах. Ясно, что такое местонахождение золотоордынских городов XIII-XIVвв. не случайно. Оно отражает перемещение военно-торговых путей на юге Орды: теперь они были ориентированы на Дербентский и Дарьяльский проходы, имевшие большое стратегическое значение в борьбе ханов Золотой Орды с иранскими Хулагидами. Регион КМВ и Рим-гора остались далеко в стороне и потеряли свою былую актуальность, византийские цивилизация и христианство монголам не были нужны. Ордынцы бывали на КМВ и оставили здесь материальные следы. Близ г. Ессентуки А. П. Руничем и Э. В. Ртвеладзе обследованы руины двух кирпичных мавзолеев XIVв., причем в одной из публикаций эти золотоордынские мавзолеи были поставлены в связь со ставкой хана Узбека. Археолог С. Н. Савенко свидетельствует об остатках золотоордынских мавзолеев близ станций Белый Уголь и Скачки. Выше уже упоминалось, что со времен Узбека Пятигорье считалось лучшей летовкой для выпаса. Поэтому пребывание татаро-монголов на Пятигорье и Рим-горе вероятно. Но оно могло носить сезонный характер, а о золотоордынцах в качестве населения Рим-горы мы ничего не знаем. О судьбе алан и хазарских болгар, обитавших в Пятигорье до прихода завоевателей, мы можем только догадываться: Основная масса их скорее всего укрылась в горных ущельях вместе с остатками кипчаков-половцев, с XI в. кочевавших в Предкавказье. Заканчивая этот очерк, хочу еще раз подчеркнуть: проблема Рим-горы в археологии и средневековой истории Кавказских Минеральных Вод существует. Она состоит в том, что этот наиболее крупный археологический комплекс КМВ эпохи средневековья до сих пор очень слабо изучен, основой наших знаний о Рим-горе являются окружающие могильники и случайные находки, старые публикации. Необходимы широкие раскопки с применением современных научных методов и технологий, и тогда мы получим более достоверную и полную картину жизни этого города, наиболее значительного в крупнейшей агломерации аланских памятников на территории Кисловодской котловины и КМВ в целом. Если М. М. Казанский и А. В. Мастыкова утверждают, что Пятигорье - район наибольшей концентрации ранневизантийских импортов (тоже можно констатировать и относительно X-XIIвв.) и что здесь находился вероятный политический центр Западной Алании, комплексу Рим-горы в указанном районе должно было принадлежать центральное место. В доказательстве этих постулатов также состоит проблема Рим-горы. В тоже время нужно подчеркнуть, что к проблеме изучения Рим-горы имеют прямое отношение археологические памятники эпохи раннего средневековья прилегающих к Кисловодской котловине территорий. Примером подобных памятников может быть интереснейший скальный могильник V-VIIIвв. в долине р. Хасаут на расстоянии примерно 20км южнее Рим-горы и давший прекрасные образцы шелковых и шерстяных тканей. Сравнительный анализ комплекса Рим-горы с ее археологическим синхронным окружением позволит лучше понять и обосновать место Рим-горы как центра притяжения довольно значительной территории.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |