пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | приэльбрусье
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ ПОКОРЕНИЯ ЭЛЬБРУСА • Автор: Н. БудаевОГЛАВЛЕНИЕ


 Эльбрус 

История покорения Эльбруса

Дети лейтенанта Шмидта

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в констатации фактов, которые делают его ученым.

Г. Бокль

В последнее время на страницах СМИ КБР периодически появляются странные размышления отдельных авторов на исторические темы. Они, казалось бы, возникают на ровном месте, но касаются щепетильных вопросов по истории и этнографии карачаевцев, балкарцев и кабардинцев. Затрагиваются вроде уже известные темы: кто первый поднялся на Эльбрус, когда был основан город Нальчик, кто являлся владельцем тех или иных земель, кто и от кого зависел и выплачивал дань, где находились охотничьи угодья князей и на каких полянах похоронены легендарные богатыри. Есть и отдельные историки, которые упрекают своих балкарских коллег в переписывании истории, хотя любое издательство в КБР может дать объективную статистику изданий на этнографические и исторические темы, в которых ученые - балкарцы далеко не являются лидерами количества изданий и тиражей. Именно поэтому и возникает вопрос, кто и с какой целью переписывает историю республики и ее народов? Кому это выгодно?

Основным принципом для историка должна являться объективность и непредвзятость. В освещении вопросов прошлого двух титульных народов республики нужно быть не только честным, но и тактичным, поскольку история любого народа хранит факты, иногда полярные, по сути. Поэтому при освещении событий прошлого желательно обращаться с фактами осторожно и не допускать голословных заявлений.

В данном исследовании приведена масса аргументов свидетельствующих, что Килар Хачиров был выходцем из карачаевского народа, к 175-летию восхождения которого на Эльбрус на его родине - в Карачае, Правительством КЧР была воздвигнута памятная плита и организован митинг. На эти мероприятия собрались все представители большого карачаевского рода Хачировых, живущих, в Карачаево-Черкесии, в том числе его истинные и прямые потомки. Правительством Карачаево-Черкессии было направлено и официальное приглашение на юбилейные мероприятия в адрес Правительства Кабардино-Балкарии, но по непонятным причинам ни один официальный представитель республики туда не выехал (?!), самостоятельно поехала балкарская делегация, посчитавшая благим делом отдать дань памяти Килару Хачирову и поздравить своих собратьев с торжественным событием. Любопытно, что карачаевцы неоднократно предлагали сесть за круглый стол и в научной дискуссии выявить все недоразумения связанные с происхождением К. М. Хачирова. В последний раз это предлагала Назифа Кагиева, так как она долгое время занималась гениалогией рода Хачировых. Но, судя по молчанию оппонентов из КБР, можно сделать только один вывод - нет веских аргументов, которые можно представить карачаевской стороне. Однако это не помешало кое-кому навесить журналисту М. Боттаеву ярлык националиста за несанкционированное его руководством посещение официального открытия мемориальной плиты К. Хачирову в г. Карачаевск.

Очередной после каменных и чугунных плит виток «историко-альпинистского» соревнования с национальной окраской начался в 1958 году, когда исследователь А. Эльмесов обнаружил в Центральном Государственном архиве КБАССР один интересный, запоздалый документ - прошение «сыновей» Хиллара (ф. 40, опись 1, д. 12, л.217). Суть документа такова. В 1870 году в царскую администрацию в Кабарде было подано прошение двух «сыновей» Килара Хачирова - Герандуко Килярова и Тапсаруко Камихова, жителей с. Барамта (современный Вольный Аул, пригород г. Нальчика), которые, весьма нерасторопно вспомнив о подвиге «своего отца», спустя 41 год после его свершения, просили материальную помощь от российской администрации. Обратились они по причине того, что в Кабарде российская администрация начала проведение земельной реформы, в ходе которой землей наделялось не только дворянство - князья и уорки, но и свободные крестьяне. Возможно, именно эти перемены и, заставили «сыновей лейтенанта Шмидта» - Герандука и Тапсаруко, востребовать для себя земли и привилегии, связанные с авторитетом их мнимого «отца». Но при этом «сыновья» напрочь забыли даже отчество «отца» - имя своего родного «дедушки». Факт поразительный для любого кавказца, обязанного знать своих прямых предков до девятого колена. Судя по отказу царской администрации в этом прошении о выделении им земельного участка в Вольном ауле, можно предположить, что их тогда уже разоблачили, т.к. царские чиновники поняли, что обратившиеся к ним Герандуко Киляров и Тапсаруко Камихов не имеют никакого отношения к Килару Хачирову. В своем прошении они «вспомнили» о том, что их «отцу» была выдана премия в 100 рублей, в то время, как за свой альпинистский подвиг Килару Хачирову лично генералом Эммануэлем было выдано не 100, а 400 рублей и еще 5 аршинов отреза очень дорогого сукна, кафтан из которого, по словам Эммануэля, «носит сам турецкий Султан». В России в те времена «откатных» вариантов просто не знали, этим изобретением мы обязаны перестроечному периоду, грех в этом случае обвинять отважного генерала в присвоении части денег. Но получается, что мужественный альпинист не донес в семью и 300 рублей, и 5 аршинов дорогостоящего сукна (?!). Нонсенс.

Известный балкарский историк И. Мизиев по поводу дискуссии вокруг имени Хачирова писал: «Имя «Хилар» на кабардинском языке звучит не иначе, как «Чыллар», следовательно, даже если допустить, что сыновья (бывшие Хашировы) стали носить фамилию по имени отца, то их фамилия должна была быть «Чылларовы», а такой фамилии в Кабарде, как и фамилии «Хачировых» не существует. Если она существовала, то вряд ли за сто лет она могла бесследно исчезнуть» (13, с.64). Всем этнографам-кавказоведам известно, что в Кабарде и Балкарии - в отличии от Дагестана или Азербайджана, имя отца не становится фамилией его сыновей. Фамилию здесь меняли очень редко.

В канун празднования 175-летия восхождения на Эльбрус первой российской экспедиции, т.е. спустя 135 лет после первого появления на свед «сыновей лейтенанта Шмидта» - Герандуко Килярова и Тапсаруко Камихова, появились и «правнуки» Килара. Так в газетах «Кавказские новости» (от 3 августа 2004 г.) и «Советская молодежь» (от 28 июля 2004 г.) прошли публикации о первопроходце на Эльбрус, проводнике-кабардинце Килларе Хаширове и его современных потомках. Еще раз напомним, что во всех документах экспедиции Эммануэля фамилия Килара пишется Хачиров, а не Хаширов. Автор не пытается опорочить представителей кабардинского рода Хашировых, среди которых есть уважаемые и достойные люди, но и они не должны допускать спекуляций лжеисториков вокруг своей фамилии и предков. Родителей не выбирают. Даже если учесть, что современный кабардинский род Хашировых имеет карачаевские (Хачировские) корни, это совсем не говорит о том, что сам Килар Хачиров был кабардинец. А предмет дискуссии именно в этническом аспекте. Должен заметить и то, что провинциальная «Советская молодежь» Кабардино-Балкарии оказалась «оторванной» от всероссийской «Комсомольской правды», которая в своем номере от 20.07.2004 г. уверенно назвала Килара Хачирова карачаевцем.

Преклонного возраста и седин Гузер Киляров, объявивший себя правнуком (точнее правнучатым племянником) Килара Хачирова, совместно с известным своими этническими пристрастиями Мухаммедом Хафицей, готовится издать книгу о своем «великом предке» (газета «Кавказские новости» от 3 августа 2004 года). Повторяясь, напомним, что предки и их потомки (по мужской линии), согласно традициям кабардинцев, карачаевцев и балкарцев, должны носить одну фамилию. Рассуждая в своем интервью вышеуказанной газете о судьбе потомков Килара Хачирова многоуважаемый «правнук» трагически повествует:

«Что касается прямых потомков Килара Хаширова, его сыновей, внуков и правнуков, так сложилось, что все они сейчас живут за рубежом. Их постигла та оке участь, что и большинство адыгов - они вынуждены были покинуть родину».

Возникают вопросы:

1. Почему этот «правнук» не носит фамилию прадеда? Ведь он утверждает, что он правнук Умара - родного брата Киляра Хачирова. Не знаем, как в Турции, но на Север ном Кавказе фамилию и место жительства меняют, толь ко спасаясь от кровной мести или за грубое нарушение горских обычаев. Если исходить даже из такого крайнего сценария, то и это не говорит, что предполагаемый пра дед Гузера Килярова - Килар Хачиров- был кабардинцем. Килар Хачиров не был преступником и никогда не менял своего местожительства, фамилии и национальности.

2. Почему, согласно газетной публикации: «...история фамилии Хашировых до 1822 года, как и множества других кабардинских фамилий, покрыта мраком». Неужели кабардинцы - младоэтнос, сформировавшийся в начале XIX века? А если история народа и фамилий окутана мраком (согласно утверждениям ее автора М. Б.), то откуда такие амбициозные заявления о принадлежности Хачирова к кабардинскому народу? Да и соседи-карачаевцы из рода Хачировых оказались как-то не в поле зрения, во «мраке».

3. Зачем Гузер Киляров «отправил» за рубеж (в Турцию и Германию) всех «прямых потомков» Килара, истинные потомки которого, не подозревая об этом трагическом для них событии, и сегодня проживают в Карачае и всем родом торжественно собрались на празднование 175 - летнего юбилея восхождения своего предка на Эльбрус. При этом они уверенно считают себя карачаевцами, а не адыгами, как заявляет уважаемый Гузер Киляров.

4. Почему «предок» Гузера Килярова - «кабардинец» Килар Хаширов, как и все участники экспедиции Эммануеля, называл Эльбрус карачаево-балкарским названием «Минги-Тау» (со слов академика Купфера), а не адыгским «Уащхьэмахуэ», как отмечено в интервью Гузера Килярова указанной газете.

5. Остается загадкой, на основе чьих «воспоминаний» воссоздан портрет Килара Хаширова, опубликованный в этой же газете, если все «прямые потомки» в Турции и Германии, если его «сыновья» Герандуко и Тапсаруко в 1870 году не могли вспомнить его отчество - имя «своего» родного деда. В то же время поразительно и другое, как неграмотный Герандуко в своем прошении сумел по именно перечислить всех участников экспедиции.

6. «...генерала Эммануэля с академиками Купфером, Ленцом, Менетрие и Мейером, чиновником горного корпуса Вансовичем, архитектором Минеральных Вод Иосифом Бернардацци венгерским путешественником И. Бессе». Причем отметил их звания и должности, уточнил национальность Бессе. Подобной информацией не владел и сам К. Хачиров. Однако, судя по стилю текста и осве домленности автора, данное прошение было написано другими людьми. Можно, к примеру, допустить, что они могли обратиться к какому-либо знающему клерку с просьбой составить письмо. Но не слишкомли большие надежды мы возлагаем на простого канцелярского пи саря периферийной слободы, который по истечении 41 года мог знать навскидку всех членов экспедиции? В то же время маловероятно, что у него под рукой мог быть отчет экспедиции, или для уточнения данных он ездил в архив г. Ставрополя. Этот момент смутил И. Мизиева: «Не упоминает «прошение» и о первоначальных каменных плитах, о которых составители документа не могли не знать. Зато они дословно цитируют надписъ на позднейших чугунных плитах, следы которых во времена анализируемого документа исчезают даже из Пятигорска»(?). Вероятно, распространившийся в Кабарде слух об этой чугунной плите и содержании ее текста и подтолкнул «сыновей» Килара на вышеупомянутые действия. Если считать, что их прошение действительно было, возникает очередной вопрос: почему это письмо не рассматривалось царской Администрацией Нальчикского округа? Как правило, в подобных случаях выносят резолюцию, -отказать или выделить, но ее в документе нет. Становится ясно - суть этого прошения раскусили еще тогда, уяснив, что имеют дело с самозванцами. Истинным сыновьям Киллара, помощь которого была достойно оценена и самим генералом Эммануелем, отказа в такой просьбе от царской администрации не последовало бы.

7. Как объяснить, что в отечественной истории восхождений на Эльбрус в период с начала XIX до середины XX века не известен ни один проводник из числа кабардинцев.

8. Знает ли многоуважаемый Гузер Киляров где и когда похоронен его легендарный предок? Хачировы из Карачая - знают! Знает ли потомок Килара простейшую генеалогическую арифметику? Если в 1829 году Килар совершил восхождение на Эльбрус, стоит предположить, что он был уже далеко не юноша и имел семью. Князь Н. Б. Голицин (автор книги «Жизнеописание генерала от кавалерии Эмануэля») называет Килара «немолодым горцем», что предполагает его возраст уже под или за 50 лет. Следовательно, даже если его сыну в 1829 году, предположительно, был 1 годик, то еще через 30 лет (даже по завышенным брачным нормативам) Килар мог стать дедом внука, родившегося в 1859 году. Ну а прав нук, согласно тех же 30- летних нормативов, должен был родиться в 1889 году. Значит, «правнуку» Килара в 2005 году должно было исполниться 116 лет. Это еще при условии среднего брачного возраста в 30 лет, а если пересчитать на «генеалогический стандарт» в 25 лет, правнуку должно было исполниться уже 126 лет. Но на фото в газете читатель видит человека почти в два раза моложе (?!) - Гузера Килярова.

Как известно, верный ответ может заключаться уже в самом правильно поставленном вопросе. Поэтому всех заинтересованных оппонентов, желающих нормально подискутировать по рассмотренной теме, просим публично и аргументировано ответить на поставленные вопросы в СМИ.

Курорт Приэльбрусье
Фотографии Приэльбрусья
Гостиницы Приэльбрусья



Хыйса Шидаков  2020-03-21 09:54:14
Статья очень просто и четко доказывает,карачаевец
Хачиров ,один из крепостных карачаевского князя Крымшаухалова поднялся на Эльбрус (Минъи тау) в экспедиции Эмануеля.

[Ответить]
↑ 0 ↓
Admin 2020-03-21 10:32:37
Статья доказывает лишь личное мнение ее автора...

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить


БИБЛИОТЕКА

От автора
Краткая географическая справка
Сказание о Кавказе и Эльбрусе
Карачаево-балкарские легенды о Священной горе
Кто первым покорил Эльбрус
Топонимика Приэльбрусья
Летопись восхождений на Эльбрус
Склоки под Эльбрусом
Дети лейтенанта Шмидта
Заключение










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!