Кавказские горы известны в мифологии древних греков с давних времен, многие сюжеты греческих мифов своими корнями уходят в мифологию народов Кавказа. Вероятно, не стоит искать у наших предков зачатков научных теорий, их даже греки сами заимствовали у древних вавилонян, а римляне у греков. Человеческий гений и его духовная культура не зависит от научно- технического уровня цивилизации. Трудно предположить, что предки карачаевцев и балкарцев изучали труды Гомера. А между тем материалы фольклора тюркских народов Кавказа помогли бы установить источник, питавший воображение создателя «Одиссеи» и время создания древнегреческого эпоса. К примеру, тюркские сюжеты об ослеплении циклопа интересны не только необычайной близостью к легенде Гомера, но и многочисленностью самих вариантов.
Только в тюркском фольклоре зарегистрировано 38 вариантов, абсолютно схожих с сюжетом «Одиссеи», и 25 связанных с великанами и циклопами в жанрах сказки и героического эпоса.
Эпос - не без оснований считают концентрированным отражением народной памяти, многие его сюжеты изображают реальные события, связанные с их историей. Совершенно ясно, что некоторые фрагменты дошли до нас в искаженной форме, однако, они донесли до нас сведения о десятках исторических личностей. Впрочем, любой письменный источник столь же богат вымыслом, но и вымысел может передаваться не только «из уст в уста», но и из одной печатной версии в другую. Однако стоит отметить, что материалы устной истории создавались намного раньше, чем письменной, и, следовательно, их надо изучать как более ранний исторический источник.
Сохранность и древность карачаево-балкарского эпоса отмечена многими российскими учеными, которые записали его еще в XIX веке. В карачаево-балкарском эпосе, в цикле о кузнеце Дебете, зафиксирован любопытный сюжет, который описывает Эльбрус, как действовавший вулкан. Там сказано, что из недр этой горы извергался огонь, а глава нартов - Дебет, со своими сыновьями - богатырями поднялся на вершину Эльбруса, чтобы остановить это извержение. С этой целью они закидывали в кратер огромные камни и валуны. Трудно объяснить, когда предки балкарцев могли наблюдать за извержением Эльбруса, однако этому есть и другое подтверждение. Карачаево-балкарс-кие названия Эльбруса - Кукуртлу Тау, Джанган Тау, Кусхан Тау, Кюль Тау дословно означают «серная гора», «горящая гора», «извергавшаяся гора», «пепел-гора». Эти названия свидетельствуют о том, что предки карачаевце и балкарцы когда-то воочию наблюдали одно или несколько его извержений. Кроме того, в народе сохранилось поговорка
«Минги Тауны баши тютюн эткен заманда»- во времена, когда дымилась вершина Эльбруса.
Как правило, обильное выделение серных газов наблюдается перед активизацией затухших вулканов. Видимо в этот период местные жители балкарцы и дали такое название этой горе. Выделяются эти газы и через трещины ледника на склонах Эльбруса, следовательно, на эти склоны и поднимались в незапамятные времена эпические герои карачаевцев и балкарцев. Мифы - это деформированное отражение, каких то событий, зафиксированное в памяти народа. Любопытно отметить, что по древним верованиям, балкарцы и карачаевцы были уверены, что звездные врата открывались на восточной стороне горы Эльбрус точнее, в местности «Балыкъ баши». «Тейри эшиги» - врата небесного бога Тейри. Трудно объяснить, с чем связан этот миф, в данный момент мы не можем это пояснить большинство наших старейшин, хранители древних сказаний умерли в ссылке в степях Азии.
По поводу вопроса о первенстве в восхождении на высочайшую вершину Европы - Эльбрус, должен разочаровать определенную категорию читателей. Экспедиция генерала Эммануэля являлась первым восхождением на Эльбрус в истории альпинизма Российской империи. А карачаевцы и балкарцы прекрасно помнят имя Джачи Джаппуева, поднимавшегося на Эльбрус задолго до экспедиции Эммануэля. Отметим, что это не попытка балкарцев оспаривать «первенство» покорения Эльбруса. Мы твердо уверены, что за многотысячную историю нашего проживания возле этой горы не один десяток, а может, и сотня мужчин - карачаевцев и балкарцев, восходили на ее вершину из чувства спортивного азарта или любопытства. Напомним, что русские этнографы XIX века писали, что балкарцы убеждены в том, что корабль библейского пророка Ноя (Нуха) остановился именно на горе Эльбрус, а не на Арарате. Его вершина торчала из воды и, останавливаясь на ней, киль корабля Ноя рассек ее пополам; так гласят легенды. Как видно из сказанного, балкарцы и карачаевцы давно
отдали «пальму первенства» в восхождении на Эльбрус пророку и праотцу современного человечества - Ною, о национальной принадлежности которого судить не приходится. Весьма любопытный факт нам сообщила и уроженка с. Тегенекли Пашахан
Таукаевна Тилова {1927 г.р., урожденная Хаджиева). Со слов свих родителей она помнит, что до депортации балкарцев в доме дочери Джачи Джаппуева, которую звали Бабын (умерла в Казахстане в 1966 г. возрасте 119 лет) находился дубовый брус, который он нашел на ледниковых склонах Эльбруса. Более точную информацию сообщил нам внук Джатчи, который проживает в пос. Терскол, А. Ольмезов: «Кроме бруса, его прадед, нашел там обработанные доски, из которых он смастерил стол. Эти доски были красного цвета, об этом столе часто рассказывала его дочь Бабын». Странность находки в том, что в верховьях Баксанского ущелья дуб не растет. К сожалению, после возвращения из депортации от этого дома ничего не осталось, не сохранились и эти предметы. Малоизвестен балкарский миф об огромном петухе, живущем на вершине Эльбруса. Его в 1868 году зафиксировал Дуглас Фрешфильд, вернувшийся с восхождения на Эльбрус и удивленный многочисленными вопросами жителей с. Урусбиево (с. Верхний Баксан) о том, жив ли этот петух, видел ли он его
и т.п. Чем сильнее заблуждение, тем более торжествует истина.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!