| библиотека | краснодарский край. путешествие за здоровьем | в край пришел человек | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Краснодарский край. Путешествие за здоровьем» В край пришел человек | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
В край пришел человекКраснодарский край С архаических времен край был «той Колхидой, что своим блеском манила народы седой древности, видевшие здесь земной Эдем и мировую здравницу». О степях слагались былины, пелись песни. Море рождало мифы. Горы хранят легенды. Датировать появление в этих местах человека сложно. Появился ли он ранее 1 млн лет - с древнейшей архейской геологической эры, - или пришел, когда «земля устоялась»? Есть разные научные версии, датируемые по археологическим, в основном курганным, находкам. Некоторые специалисты утверждают, что человек появился на Северо Западном Кавказе 300 тыс. лет назад. Есть сторонники более древнего времени - в так называемую ашельскую эпоху, 800/700-120 тыс. лет назад. Почти все стратифицированные, как говорят археологи, позднепалеолитические памятники расположены в каньонообразных ущельях, с пещерным характером отложений. Первобытные стоянки ашельской эпохи обнаружены в пещерах на реке Фортепьянка, на стоянках Абадзехская, Абинская, Среднехаджохская. Останки жителей мустьерских пещер (120-35/30 тыс. лет назад) обнаружены в окружении орудий труда и охоты, костей съеденных древних бизонов, пещерных медведей, оленей; мустьерцы обитали на труднодоступных плато, мысах, высоких речных террасах. Мустьерцы селились в ущельевых пещерах вблизи станиц Курджипской, Лучковской, Улипской, Даховской, в Монашеской пещере и на Ильской стоянке. Палеолитические пещеры - Каменномостская и Губские навесы (35/30-10 тыс. лет). В Каменномостской пещере, кстати, проживал и человек неолита. А в древнейшей стоянке Навес Сатаный одновременно содержатся следы и мустьерца, и жителя верхнего палеолита. К научным расчетам в спорах о древности края присоединяются мифологические версии. Они и подтверждают, и поправляют тайны эпох и поколений. Так, рассказывают, что в неведомую пору в крае жили великаны, которые покровительствовали здесь же обитавшим карликам. У народов Северо-Западного Кавказа есть свои знакомцы среди великанов - абхазский герой Афырхаца, адыгский Старец Длиннобородый, прикованный к вершине Эльбруса, и другие персонажи. Русские былины называют Святогора, чью тяжесть уже не держала Земля, и он лег в каменный гроб. Как тут не припомнить и былинного Микулу Селяниновича, который распахивал степи до моря. Свою лепту внесли и древнегреческие мифы. К скале близ Агурского ущелья, район современного Армавира, был прикован Прометей. Знаменитая сага о Золотом руне ведет в Колхиду, местоположение которой точно не установлено, но по многим версиям и догадкам миф ведет именно сюда, в Сочинско-Абхазский регион Черноморского побережья. Местное племя колхов, обитая здесь с древности, известно в истории эпохи Великого переселения народов еще как зихи, основатели некогда сильной страны Зихии, и как лазы с их гористой и приморской землей Лазикой. Даже яд свой - аконит - дочь царя колхов Медея взяла у местных скифов. Кстати, по новейшим предположениям, аргонавты плыли вовсе не за шерстью - руном, а за - рунами, за письменностью. Доказательством тому считаются найденные археологами тамгообразные знаки. Отмечена близость южно енисейского и доно кубанского рунического алфавита. И сам Геракл, по мифам, являлся родоначальником местных скифских племен. Край еще называли землей Геракла. Здесь он вошел в шатер амазонки (или женщины змеи), и от их брака родились скифские вожди. А еще мифы говорят, что именно скиф Гевтар подарил Гераклу его знаменитый лук. Царство амазонок тоже не имеет конкретной географической привязки, однако в курганах земли Кубанской, в степях, горах и на Азовском и Черноморском побережьях найдено немало их изображений. За станицей Темижбекской далеко в степи в кургане Жирный обнаружены сюжеты амазонской войны - рельефы на бронзовом тазе на львиных ножках. Там изображено, в частности, нападение орлиноголовых грифонов на амазонку. Есть легенда, что Скифии предшествовали Арриана и Гиперборея (ее местонахождение - также предмет жарких споров и величайшая загадка). Автор «Метаморфоз» древнеримский поэт Овидий писал на основании легенд: «рассказывают, что на Гиперборейской Паллене есть мужи, у которых тела покрываются легкими перьями, стоит им десять раз погрузиться в Притонийское озеро. И скифянки, окропляя свои тела зельями, упражняются в таком же искусстве». Древние греки располагали таинственный полуостров Паллену вне основной Греции - это все, что известно, кроме того, что эти края еще называли Халхидией. (Крым в античности звался Таврией) И еще одно волнующее неразгаданностью свидетельство в пользу мифологического адреса именно этого края: многочисленные изображения Богини Матери - как в курганных захоронениях, так и в древнейших скульптурах - каменных бабах. Их называли еще кубабами. Не отсюда ли название реки Кубань, реки великой богини? По древнегречески, Кубань звалась Антикитес, а также Гипанис (некоторые авторы считают, что Гипанис - это Буг). В курганах, например в Большой Близнице, в 8 км от древнего городища - греческой колонии Гермонассы (ныне Тамань), среди находок есть золотая нашивная пластина с изображением крылатой женщины. Ее руки, поднятые вверх, продолжены крыльями. Одеяние богини - перья и ленты. В других курганах крылатая богиня найдена изображенной во весь рост, в длинной одежде, руками держит за передние лапы по пантере; есть богиня бегущая, с развевающимися крыльями и маленькими крылышками на ногах. Находки великой богини относят к бронзовому веку, к так называемому скифскому периоду края. Великая богиня - Великая Мать скифов, найденная близ Мерджан у Анапы, изображена на золотой пластине в самобытной космогонической сцене: ее окружают древо жизни, конский череп, всадник в подобии хитона. Найдена богиня и в кургане Карагодеуашх в 12 км от Крымска. Но сегодня выдвигаются версии, что край был заселен гораздо раньше - во времена працивилизаций. И главными аргументами тому служат мегалитические сооружения на всей его территории. Они же стали камнем преткновения не только в историко археологических спорах, но и в вопросах их принадлежности предкам того или иного народа. Дольмены, менгиры, те же кубабы... Представители разных северокавказских народностей говорят: это мы, наши предки построили. Дольмены на территории Сочи. Наличие большого количества каменных усыпальниц дольменов, сооруженных в эпоху бронзы, три пять тысячелетий тому назад, подтверждают версию о том, что тогда край был уже густо заселен. В окрестностях Сочи, особенно по долинам Аше, Цусквадж, Шахе, до сих пор сохранились усыпальницы, которые были сооружены в эпоху бронзы и раннего железа, 3,5-5 тысяч лет назад. Вторая половина III - начало II тысячелетия до нашей эры - эпоха Бронзы. Этот археологический период характеризуется появлением дольменной культуры, которая охватила значительную часть Западного Кавказа, включая Абхазию. В окрестностях Сочи дольмены обнаружены в Лазаревском и Адлерском районах. Дольмены - это массивные каменные сооружения. Самыми древними считаются пятиплиточные. Затем стали появляться более упрощенные конструкции: корытообразные - вырубались в большой каменной глыбе, сверху накрывались тяжелой покровной плитой. Единственным в своем роде является дольмен монолит, расположенный возле санатория ВВС МО России в Лазаревском районе на реке Годлик. Он вырублен в большой скале. На высоте 4 м сделана ровная площадка для ритуальных отправлений. Над ней нависает фасадная стена с входным отверстием диаметром около 40 см. Остается загадкой и по сей день, каким образом древние мастера смогли соорудить почти 2 метровую погребальную камеру внутри скалы?! Поселившиеся в крае казаки называли эти гробницы «домами богатырей», «богатырскими хатками» - ведь одна плита весила от 500 кг до 3 т. Такие сооружения требовали больших усилий древних жителей. Вероятно, они широко использовали систему рычагов, клиньев, подсыпок. Что заставляло людей строить такие массивные усыпальницы? Страх перед умершими соплеменниками? Вера в загробную жизнь? Неизвестно. Ранее считалось, что дольменные отверстия расположены бессистемно. Недавно выдвинута гипотеза о том, что отверстия сориентированы на четыре фазы солнечного стояния, соответствующие временам года. Предполагается, что гробницы выполняли еще и функцию древнего календаря, и жрецы при их помощи с большой точностью могли определить наступление нового года, вести летоисчисление, определять время сева и сбора урожая. Но в конце II тысячелетия местные племена, вероятно, были покорены воинственными пришельцами с юга. Дольмены принято относить к мегалитам («большим камням»). Это огромные сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня, которые распространены по всему миру, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. Слово «дольмен» пришло из бретонского языка и означает каменный стол. Но больше всего дольмен похож не на стол, а на гигантский ящик или улей. Сходство с ульем усиливает круглое отверстие, проделанное в передней стенке дольмена. Дольмены бывают самых разных размеров. Во дворе Туапсинского музея находится дольмен, который по размерам сравним с собачьей конурой, а только одна плита гузерипльского дольмена великана имеет размеры 2,45 м в длину, 2,1 м в высоту при толщине 57 см. В камне проделано отверстие диаметром 48 см, и к нему прилагается каменная же пробка, которая весит около 100 кг. Вес самой плиты составляет около 40 т. Это только фасад, а ведь есть еще стены, пол и каменная крыша подобных размеров. Подсчитано, что один крупный дольмен должны были строить 150 человек в течение двух лет. Плиты кавказских дольменов состоят из песчаника. Этот камень содержит мало глины, меньше впитывает воду, и со временем его поверхность крепнет. Этому способствуют лучи солнца, которые как бы сплавляют отдельные песчинки. Если попытаться оценить работу, которую затратили древние строители на изготовление, транспортировку и установку каменных плит, то ее можно сравнить лишь с работой по постройке египетских пирамид. Но главные загадки дольменов связаны не с технологией их возведения. Во-первых, удивительно то, что все дольмены появились на Земле примерно в одно и то же время. Непонятно, что заставило людей, населявших Британские острова, Дальний Восток, Фракию, Пиренейский полуостров, Краснодарский край, - одновременно начать сооружать похожие друг на друга постройки. Во-вторых, до сих пор нет единого мнения о целях, для которых были построены дольмены. Если считать, что дольмены - это могильные сооружения, то почему так скудны археологические находки при их раскопках? Почему большая часть находок в дольменах принадлежит более поздним археологическим культурам? В-третьих, непонятно, почему самые древние дольмены по своей конструкции являются самыми прогрессивными. Почему постройки архитектурно деградировали от плиточных к монолитным, а не эволюционировали. Широкое распространение дольменов по всему миру и их тяготение к берегам морей и океанов заставляет думать, что «идея» дольмена привнесена на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор. Может быть, древние кавказцы могли видеть дольмены во время морских путешествий либо сами дольменостроители приплыли на Черноморское побережье около 5000 лет назад? Известно, что в III-II тысячелетиях до н. э. люди совершали длительные морские путешествия на многовесельных и парусных судах. Строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Эта гипотеза подтверждается некоторыми фактами. Наиболее близкие черты кавказским дольменам можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Все эти места расположены вдоль морских течений. Они идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море, омывая сначала Кавказ. Видимо, эти течения и принесли строителей дольменов на наши берега. Есть и еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает эту гипотезу. Речь идет о басках. Сейчас они живут в основном в Испании и на юге Франции. Этот народ и по языку, и по культуре довольно близок к горским народам Кавказа. Кроме того, археологи приписывают предкам басков особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены, сходные с дольменами Черноморского побережья. Так что можно предположить, что на берегах Черного моря дольмены построили предки басков. Такую версию подтверждает и деградация строительной технологии дольменов. Действительно, если ранние плиточные дольмены строили сами пришельцы, то последующие составные, корытообразные и монолитные - уже их потомки, которые не пересекали моря и которым ближе были пещеры и гроты Кавказа, нашедшие свое выражение в монолитных дольменах. Если миграционная гипотеза частично объясняет, как могли возникнуть дольмены на Кавказе, то на вопрос о целях строительства ответ получить сложнее. С чем согласны все исследователи, так это с тем, что дольмены - сооружения, связанные с ритуальными действиями. О поклонении строителей дольменов солнцу говорит тот факт, что большинство исследованных памятников обращены фасадами на юг. Часть - на юго запад и юго восток. Однако если дольмен стоит в сильно затененной местности среди высоких гор или в густом лесу, то его фасад обращен к ярко освещенному пятну - скалам, далеким деревьям, даже если это фактически северная сторона. На некоторых дольменах нанесены солярные знаки и знаки, похожие на волны. Не являются ли дольмены своего рода идолами и одновременно вместилищами для умерших предков, магическими инструментами, которые должны были приумножать достаток их создателей? Вполне возможно. Некоторые ученые роднят дольмены с пирамидами. В начале века возникла версия, по которой дольмены представляли собой специальные погребальные столы, на которых древние обжаривали своих умерших. Версия совершенно дикая. Ее единственное подтверждение видели в том, что в некоторых дольменах находят угли от костров. Костры, видимо, разжигались для окуривания погребальных камер. В любом случае сложно себе представить, до какой температуры нужно раскалить гигантский камень, чтобы тело человека превратилось в прах. Кроме научных и археологических гипотез о происхождении дольменов, есть и целая группа народных и мистических версий. Адыгейцы, которые 4000 лет выступали в роли хранителей дольменов, называют их «испун», что означает дом испов (карликов). Домики построили великаны для карликов, сжалившись над ними. Внутрь карлики заезжали верхом на зайцах. Поклонники Платона утверждают, что мегалиты являются элементом творчества... атлантов. Существуют даже сторонники версии, что Атлантида была на Тамани. Иногда дольмены целиком высечены в скалах - монолиты, например, в Лазаревском районе у села Волконка. На Черноморском побережье - полумонолиты - крыша из отдельной плиты. Похожие на каменные домики, они приводят в изумление громадными размерами и тяжестью плит. Дольмены располагаются в одиночку, небольшими группами или скоплениями до сотни. Есть врытые в землю, есть под курганами в качестве гробниц. Кстати, именно по срокам захоронения древними своих соплеменников и датируются в таких случаях сами дольмены. В кургане близ станицы Саратовской обнаружено такое дольменное захоронение человека эпохи бронзы, чье тело было покрыто красной краской, окружено медными вещами; то же под небольшой курганной насыпью близ поселка Красная Поляна, у станицы Новосвободной (б. Царская). У станицы Абадзехской - Богатырская Поляна - находятся 300 дольменов, у станицы Даховской на реке Белой - Дегуакская Поляна, их раньше насчитывалось несколько сотен. К северу от станицы Новосвободная на покрытой лесом возвышенности - гряда курганов, 30 насыпей и дольменов. Один из любопытнейших архитектурных комплексов расположен на берегу реки Пшенахо Туапсинского района, возле села Анастасиевка. Это сочетание дольмена с дромосом, покрытых глиняным куполом и каменным панцирем, окруженным радиально лучевыми каменными гребнями, ограниченными крепидой.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |