пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ТУРИЗМ • Туристский спрос и туристское предложениеОГЛАВЛЕНИЕ



 Туризм 

Туристский спрос и туристское предложение

Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени. Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос.

Спрос на путешествия в определенный туристский регион (D) - это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения: D = f (склонность, сопротивление).

Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т. е. насколько сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие виды путешествий он предпочитает. Для оценки склонности человека к путешествиям следует принимать во внимание психологические и демографические (социально-экономический статус) переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга. Сопротивление же порождается экономической дистанцией, иногда культурной дистанцией, слишком высокой стоимостью туристской поездки, плохим качеством обслуживания, эффектом сезонности.

Экономическая дистанция связана со временем и денежными расходами на путешествие от начального пункта до места Ha-значения и обратно. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома) и ниже спрос. И наоборот, из этого следует, что если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, всплеск спроса произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Это снизило стоимость путешествий почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. и их усовершенствованных модификаций в конце 60-х значительно сократило время перелета (примерно в 2,5 раза), в результате чего грандиозно вырос спрос.

Культурная дистанция - степень различия между культурой региона, из которого приехал турист, и культурой принимающего региона. Общая тенденция такова: чем больше культурные различия, тем больше сопротивление. Но в некоторых случаях отношение может быть и обратным, так, например, в последнее время возрастает спрос на экзотический туризм. Кроме того, относительная привлекательность данного направления будет зависеть от времени года, на которое запланирован отпуск. Для лыжного курорта, например, спрос будет на самом высоком уровне в зимние месяцы. Сопротивление же в этот сезон минимально. На величину спроса, его структуру и динамику влияют самые различные факторы: количество покупателей туристского продукта, их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов.

Мотивационные аспекты в туризме как определяющий фактор спроса подробно рассмотрены в части второй, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и т. д.Рассмотрим 4 основных компонента туристского предложения, определив взаимосвязь туристского предложения и туристского спроса.

Туристское предложение - это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара. Предложение туристского продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.

Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории:

1) природные ресурсы

2) инфраструктура

3) материально-техническая база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия и т. п

4) культурные ресурсы гостеприимства

Природные ресурсы каждого туристского региона, доступные для туристского пользования, составляют основу предложения. Базовые элементы этой категории включают воздух и климат, физические особенности местности (топографию), флору, фауну, водные ресурсы, пляжи, памятники природы и т. п. Качество природных ресурсов необходимо сохранять с целью поддержания спроса. В сущности, туризм очень чувствителен к качеству использования природных ресурсов.

Инфраструктура представляет собой подземные и надземные обслуживающие сооружения, включающие: водопровод, канализацию, газопровод, коммуникационную систему, а также другие средства обслуживания, например шоссе, аэропорты, автодороги, железнодорожные пути, автостоянки, парковки, порты, вокзалы и прочее. Инфраструктура очень важна для успешного развития туризма. Эти сооружения должны соответствовать интенсивности использования. Например, взлетные полосы аэропортов следует строить с учетом использования в будущем новейших видов реактивных самолетов для того, чтобы потом не пришлось проводить дорогостоящие реконструкции.

Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т. д.)- В состав материально-технической базы туризма входят: туроператоры и турагенты, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т. п. По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).

По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у юридических лиц (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц. Одним из основных и наиболее значимых элементов материально-технической базы туризма являются средства размещения.

Самое популярное среди туристов в настоящее время средство размещения - отель. На сегодняшний день в мире существует более 30 систем классификаций средств размещения. В каждой стране приняты и действуют свои национальные стандарты. Наиболее известная система - звездная. Она особенно распространена в Европе. Несмотря на попытки разработать унифицированные международные стандарты качества, до сих пор единой системы не существует. В 1989 г. ВТО был разработан документ «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями», который может рассматриваться как международный стандарт, имеющий исключительно рекомендательный характер. Попытка ввести единую систему классификации средств размещения в России была реализована правительством Москвы в 1993 г. Действующие в настоящее время на территории России стандарты были введены в 1995 г. одновременно с процедурой сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.

Непосредственно определением категории гостиниц занимаются независимые некоммерческие организации, аккредитованные Госстандартом РФ. На территории России их около 50, в Москве - приблизительно 15. Принято считать, что классификация гостиниц в России - добровольная. Услуга эта довольно дорогая. В такой ситуации гостинице нередко становится экономически невыгодно официально подтверждать уровень своего сервиса. Средняя стандартная цена номера для пятизвездочного российского отеля составляет $230-280, четырехзвездочного -$90-150, трехзвездочного - $30-60. По мнению практиков, ниша отелей среднего класса в Москве почти не занята. После дорогих гостиниц идут «ночлежки». Существует лишь несколько исключений - это гостиница «Саяны» и гостиничный комплекс «Молодежный».

Правительство Москвы поставило задачу - превратить город в международный туристский центр и обеспечить к 2005 г. прием 5 млн туристов ежегодно. В городе существует туристско-гостиничная отрасль, которая дает столичному бюджету приблизительно 10 % доходов. Создается сеть малых гостиниц (до 100 мест), более дешевых и уютных, поскольку спрос на гостиницы туркласса значительно превышает имеющиеся возможности. Структуру современного рынка средств определяют наряду с предприятиями гостиничного хозяйства так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и успешно развиваются в течение последних 30-40 лет. Они включают апартаменты, дачные дома, кемпинги, аренду частных комнат, размещение на яхтах, таймшер, кондоминиум и т. д.

Даже прекрасно развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Развитие культурных ресурсов гостеприимства является важнейшим фактором в туризме. Эти ресурсы - все культурное богатство туристского района, которое предоставляет возможность. Таймшер - владение временем на отдых в рамках клубного отдыха. Кондоминиум - совместное управление зданием или группой зданий, в которых индивидуальные покупатели могут приобрести отдельные квартиры; в то же время они становятся совладельцами общественных помещений, площадок, зон для отдыха в данном здании

Благоприятное отношение к туристам может быть создано через программы общественной пропаганды и информации, разработанные для местного населения.

Читать на тему:

  • «История международного и отечественного туризма»
  • «История туризма как учебная дисциплина»
  • «Экскурсоведение»

  • БИБЛИОТЕКА

    От автора
    Туризм - феномен XX века
    История развития туризма
    Первые путешественники
    Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
    Первые достопримечательности
    Первые турагентства
    Первые организованные экскурсии
    Первые предприятия размещения
    История развития транспорта
    Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
    Путешествие
    Туризм
    Рекреация
    Потребители туристского продукта
    Основные понятия туризма по российскому законодательству
    Влияние индустрии туризма на экономику страны
    Туристские организации
    Региональные туристские организации
    Национальные туристские организации
    Современное состояние международной туристской деятельности
    Индустрия транспорта
    Индустрия гостиничного дела
    Предприятия питания
    Индустрия развлечений
    Туроператорская и турагентская деятельность
    Мотивация туризм и путешествий
    Мотивационные аспекты в туризме
    Классификация аспектов
    Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
    Основные факторы туристской мотивации
    Барьеры к путешествию
    Культурный, или познавательный, туризм
    Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
    Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
    Влияние туризма на жизнь общества
    Типология туристов
    Внешние факторы, определяющие туристскую активность
    Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
    Туризм как сектор экономики
    Сущность и экономическое содержание туризма
    Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
    Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
    Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
    Туристский спрос и туристское предложение
    Маркетинг в туризме
    Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
    Виды и цели маркетинговых исследований
    Этапы проведения маркетинга
    Источники информации
    Методы сбора информации
    Основные факторы, влияющие на туристский спрос
    Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
    Сегментация туристского рынка
    Определение целевых рынков
    Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
    Планирование и разработка туристского продукта
    Стратегии установления цены на туристский продукт
    Каналы распространения
    Методы стимулирования спроса
    Выводы
    Эволюционное развитие туристского рынка
    Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
    Эволюция рыночных технологий
    Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
    Перспективы развития видов туристской деятельности
    Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
    Прогнозы развития международного туризма
    Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
    Материальное благосостояние и отдых
    Перспективы развития туризма
    Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
    Анализ жалоб потребителей в туризме
    Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов
    Выводы









    Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!