пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ТУРИЗМ • Культурно-историческое и природное наследия в туризмеОГЛАВЛЕНИЕ


 Туризм 

Культурно-историческое и природное наследия в туризме

Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют представители культуры и туризма ведущих стран мира, являются действенным механизмом международного сотрудничества, а принимаемые ими решения - основой для разработки практических рекомендаций на национальном уровне. Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной конференции, определившей мировую политику в области культуры, приняты рекомендации о путях развития туризма на основе охраны и использования культурного, исторического и природного наследия. Принципы сотрудничества в областях культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.). Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани - восстанови - не навреди».

Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. Каждый вновь создаваемый туристский центр (объект) должен соответствовать национальным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние. При возрождении культурно-исторических комплексов можно применять ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование объектов.

Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:

  • достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.)
  • достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.)
  • достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.)

Для обеспечения действенного сотрудничества различных организаций в области культуры и туризма необходима взаимная информированность об основных направлениях совместной работы. Политика туристского развития должна отражать следующие основные аспекты:

  • подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма
  • определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников
  • использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения (искусство, ремесла, фольклор)
  • проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона

Неотъемлемой частью процесса постепенного утверждения новой концепции развития культуры и туризма должно стать создание новых форм культурного туризма. Это обусловливает необходимость трансформирования уже известных форм туризма по мере того, как его роль в жизни общества становится все более значимой. Трансформация туризма включает в себя изменение предложения и спроса. Экономическое, социальное и культурное развитие общества влияет на туристский спрос (увеличение числа поездок деловых и выходного дня, экскурсий).

Примером нового подхода к развитию традиционных форм туризма являются рекомендации относительно повышения уровня культурного содержания тура путем включения в его программу знакомства с местными достопримечательностями, даже если речь идет об организации краткосрочной экскурсии или специализированном туре. Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий разработана концепция адекватного туризма, основывающаяся на сохранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции адекватным называют туризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, активно способствующий сохранению и рациональному использованию ее культурного, исторического и природного наследия. Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития адекватного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа адекватного туризма:

1) активное содействие в сохранении наследия местности - культурного, исторического и природного

2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов

3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие

4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности

Туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами.. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма. Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем - проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры

Читать на тему:

  • «История международного и отечественного туризма»
  • «История туризма как учебная дисциплина»
  • «Экскурсоведение»

  • БИБЛИОТЕКА

    От автора
    Туризм - феномен XX века
    История развития туризма
    Первые путешественники
    Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
    Первые достопримечательности
    Первые турагентства
    Первые организованные экскурсии
    Первые предприятия размещения
    История развития транспорта
    Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
    Путешествие
    Туризм
    Рекреация
    Потребители туристского продукта
    Основные понятия туризма по российскому законодательству
    Влияние индустрии туризма на экономику страны
    Туристские организации
    Региональные туристские организации
    Национальные туристские организации
    Современное состояние международной туристской деятельности
    Индустрия транспорта
    Индустрия гостиничного дела
    Предприятия питания
    Индустрия развлечений
    Туроператорская и турагентская деятельность
    Мотивация туризм и путешествий
    Мотивационные аспекты в туризме
    Классификация аспектов
    Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
    Основные факторы туристской мотивации
    Барьеры к путешествию
    Культурный, или познавательный, туризм
    Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
    Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
    Влияние туризма на жизнь общества
    Типология туристов
    Внешние факторы, определяющие туристскую активность
    Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
    Туризм как сектор экономики
    Сущность и экономическое содержание туризма
    Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
    Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
    Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
    Туристский спрос и туристское предложение
    Маркетинг в туризме
    Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
    Виды и цели маркетинговых исследований
    Этапы проведения маркетинга
    Источники информации
    Методы сбора информации
    Основные факторы, влияющие на туристский спрос
    Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
    Сегментация туристского рынка
    Определение целевых рынков
    Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
    Планирование и разработка туристского продукта
    Стратегии установления цены на туристский продукт
    Каналы распространения
    Методы стимулирования спроса
    Выводы
    Эволюционное развитие туристского рынка
    Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
    Эволюция рыночных технологий
    Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
    Перспективы развития видов туристской деятельности
    Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
    Прогнозы развития международного туризма
    Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
    Материальное благосостояние и отдых
    Перспективы развития туризма
    Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
    Анализ жалоб потребителей в туризме
    Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов
    Выводы









    Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!