пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ТУРИЗМ • Индустрия транспортаОГЛАВЛЕНИЕ



 Туризм 

Индустрия транспорта

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги. Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.

До 1991 г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного туризма. Рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привело к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами. По данным Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму, в России к 1997 г. распределение потока туристов по видам транспорта значительно изменилось. По данным Госкомстата РФ, общий поток иностранных туристов, прибывших в 1998 г. на различных видах транспорта в Россию, составил 16,2 млн человек, в том числе на автомобильном транспорте - 6,2 млн человек, железнодорожном транспорте - 5,5 млн человек, авиационном транспорте - 2,7 млн человек, морском транспорте - 819,9 тыс. человек, пешком -933,7 тыс. человек.

Авиаперевозки. В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки. Гражданская авиация в России развивалась с 20-х годов. 9 февраля 1923 г. был создан Совет по гражданской авиации. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. «Аэрофлот». На долю «Аэрофлота» приходится 2/3 всего объема международных авиаперевозок. В 1964 г. было создано Министерство гражданской авиации. Основные задачи министерства: решение внутриотраслевых проблем материального и кадрового обеспечения; согласование перспективных проектов строительства новых самолетов; представительство в правительственных органах.

В 1970 г. СССР стал равноправным членом ICAO в лице Министерства гражданской авиации, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации. В 1991 г. стала распадаться система «Аэрофлота». Организация распалась на несколько авиакомпаний. В этом же году была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей Ассоциации является формирование единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов. В начале 90-х годов создана Федеральная авиационная служба России (ФАС). Цель организации:

  • регулирование гражданских авиаперевозок в России
  • контроль за перевозками
  • выдача лицензий

В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент РФ 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума. Основная цель создания Консорциума - формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства. В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества:

  • Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар»
  • Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева
  • АО «Пермские моторы»

Железнодорожные перевозки

Россия обладает самой протяженной сетью железных дорог в мире. Наличие густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Железные дороги преимущественно расположены в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток). Всего в России насчитывается 17 железных дорог, каждая из которых возглавляется управлением:

  • 1) Октябрьская (управление в Санкт-Петербурге)
  • 2) Северная (Ярославль)
  • 3) Горьковская (Н. Новгород)
  • 4) Московская (Москва)
  • 5) Куйбышевская (Самара)
  • 6) Приволжская (Саратов)
  • 7) Юго-Восточная (Воронеж)
  • 8) Северо-Кавказская (Ростов-на-Дону)
  • 9) Уральская (Екатеринбург)
  • 10) Южно-Уральская (Челябинск)
  • 11) Красноярская (Красноярск)
  • 12) Восточно-Сибирская (Иркутск)
  • 13) Забайкальская (Чита)
  • 14) Дальневосточная (Хабаровск)
  • 15) Байкало-Амурская (Тында)
  • 16) Западно-Сибирская (Новосибирск)
  • 17) Кемеровская (Кемерово)

Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 1995 гг., это мнение подтверждается: раньше 70% туристов пользовались услугами железной дороги, 15% - «Аэрофлотом», а в 1997 г. доля железнодорожных перевозок снизилась до 35%.

Министерство путей сообщения (МПС) - это главный орган в России, ответственный за управление железнодорожным сообщением, единственный владелец всех железных дорог в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям железнодорожного транспорта. Главное пассажирское управление МПС занимается вопросами обеспечения перевозок как пассажиров, так и туристов. В управлении железных дорог имеются пассажирские службы, а в отделениях дорог - пассажирские отделы или секторы. Главное управление вагонного хозяйства МПС занимается обслуживанием пассажиров и туристов в поездах. Этому управлению подчинены резервы проводников, конторы обслуживания пассажиров и вагонные депо. Главное управление движения МПС занимается вопросами организации следования поездов по графику. Главное врачебно-санитарное управление - санитарным состоянием вокзалов, пассажирских вагонов и т. д.

Автобусные и автомобильные перевозки. В рамках единой транспортной системы туризма в бывшем СССР по состоянию на 1991 г. автомобильные перевозки были самыми массовыми и составляли около 52% общего объема перевозок. К тому времени функционировало 9600 автомобильных маршрутов, разработанных в соответствии с действующими нормами. Только в 123 автотранспортных туристских предприятиях находилось на балансе 10,5 тыс. автобусов. В 1990 г. доля российских автоперевозчиков на международном рынке составила 75 %, в 1996 г. сократилась до 27%. Доля перевозок в 2000 г. предположительно составит 15,4%. Сокращение доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции:

  • 1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий
  • 2) вспомогательный (трансферный) транспорт

Водные перевозки.

Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5% общего объема транспортных путешествий. В бывшем СССР функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали около 200 судов. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 1996 г. было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров. Несмотря на то что круизный бизнес - самый динамично развивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 1997 г. из 4,1 млн выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные. путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.

Сегодня на российском рынке работают всего лишь несколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун», которые продают круизы западных компаний, и «Примэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года. На сегодняшний день большое количество россиян предпочитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагае мыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет привычная для российского путешественника языковая среда. Около 80 % всех используемых на данное время пассажирских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира. Плохое техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.

Читать на тему:

  • «История международного и отечественного туризма»
  • «История туризма как учебная дисциплина»
  • «Экскурсоведение»

  • БИБЛИОТЕКА

    От автора
    Туризм - феномен XX века
    История развития туризма
    Первые путешественники
    Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
    Первые достопримечательности
    Первые турагентства
    Первые организованные экскурсии
    Первые предприятия размещения
    История развития транспорта
    Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
    Путешествие
    Туризм
    Рекреация
    Потребители туристского продукта
    Основные понятия туризма по российскому законодательству
    Влияние индустрии туризма на экономику страны
    Туристские организации
    Региональные туристские организации
    Национальные туристские организации
    Современное состояние международной туристской деятельности
    Индустрия транспорта
    Индустрия гостиничного дела
    Предприятия питания
    Индустрия развлечений
    Туроператорская и турагентская деятельность
    Мотивация туризм и путешествий
    Мотивационные аспекты в туризме
    Классификация аспектов
    Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
    Основные факторы туристской мотивации
    Барьеры к путешествию
    Культурный, или познавательный, туризм
    Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
    Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
    Влияние туризма на жизнь общества
    Типология туристов
    Внешние факторы, определяющие туристскую активность
    Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
    Туризм как сектор экономики
    Сущность и экономическое содержание туризма
    Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
    Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
    Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
    Туристский спрос и туристское предложение
    Маркетинг в туризме
    Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
    Виды и цели маркетинговых исследований
    Этапы проведения маркетинга
    Источники информации
    Методы сбора информации
    Основные факторы, влияющие на туристский спрос
    Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
    Сегментация туристского рынка
    Определение целевых рынков
    Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
    Планирование и разработка туристского продукта
    Стратегии установления цены на туристский продукт
    Каналы распространения
    Методы стимулирования спроса
    Выводы
    Эволюционное развитие туристского рынка
    Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
    Эволюция рыночных технологий
    Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
    Перспективы развития видов туристской деятельности
    Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
    Прогнозы развития международного туризма
    Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
    Материальное благосостояние и отдых
    Перспективы развития туризма
    Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
    Анализ жалоб потребителей в туризме
    Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов
    Выводы









    Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!