пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ТУРИЗМ • Культурный, или познавательный, туризмОГЛАВЛЕНИЕ



 Туризм 

Культурный, или познавательный, туризм

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры. На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры

Первое определение - общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение - специализированного характера, построенное на «культуре культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п. Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

  • памятники археологии
  • культовую и гражданскую архитектуру
  • памятники ландшафтной архитектуры
  • малые и большие исторические города
  • сельские поселения
  • музеи, театры, выставочные залы и др
  • социокультурную инфраструктуру
  • объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства
  • технические комплексы и сооружения

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долго временностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период. Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Читать на тему:

  • «История международного и отечественного туризма»
  • «История туризма как учебная дисциплина»
  • «Экскурсоведение»

  • БИБЛИОТЕКА

    От автора
    Туризм - феномен XX века
    История развития туризма
    Первые путешественники
    Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
    Первые достопримечательности
    Первые турагентства
    Первые организованные экскурсии
    Первые предприятия размещения
    История развития транспорта
    Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности
    Путешествие
    Туризм
    Рекреация
    Потребители туристского продукта
    Основные понятия туризма по российскому законодательству
    Влияние индустрии туризма на экономику страны
    Туристские организации
    Региональные туристские организации
    Национальные туристские организации
    Современное состояние международной туристской деятельности
    Индустрия транспорта
    Индустрия гостиничного дела
    Предприятия питания
    Индустрия развлечений
    Туроператорская и турагентская деятельность
    Мотивация туризм и путешествий
    Мотивационные аспекты в туризме
    Классификация аспектов
    Этапы принятия решения о покупке туристского продукта
    Основные факторы туристской мотивации
    Барьеры к путешествию
    Культурный, или познавательный, туризм
    Роль элементов культуры в формировании туристского интереса
    Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
    Влияние туризма на жизнь общества
    Типология туристов
    Внешние факторы, определяющие туристскую активность
    Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
    Туризм как сектор экономики
    Сущность и экономическое содержание туризма
    Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона
    Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
    Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
    Туристский спрос и туристское предложение
    Маркетинг в туризме
    Специфика и комплексный характер туристского маркетинга
    Виды и цели маркетинговых исследований
    Этапы проведения маркетинга
    Источники информации
    Методы сбора информации
    Основные факторы, влияющие на туристский спрос
    Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
    Сегментация туристского рынка
    Определение целевых рынков
    Элементы маркетинговой стратегии туристских предприятий России
    Планирование и разработка туристского продукта
    Стратегии установления цены на туристский продукт
    Каналы распространения
    Методы стимулирования спроса
    Выводы
    Эволюционное развитие туристского рынка
    Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
    Эволюция рыночных технологий
    Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка
    Перспективы развития видов туристской деятельности
    Поставщики в туризме: тенденции и прогнозы
    Прогнозы развития международного туризма
    Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма
    Материальное благосостояние и отдых
    Перспективы развития туризма
    Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов
    Анализ жалоб потребителей в туризме
    Права и интересы потребителей в туризме: разрешение конфликтов
    Выводы









    Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!