пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы | туристу на заметку | в курортном парке |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЕССЕНТУКИ • В Курортном парке •ОГЛАВЛЕНИЕ



 Ессентуки 

В Курортном парке

Сравнительно позднее появление Ессентукского курорта не дало ему возможности обзавестись памятниками архитектуры начала XIX столетия, украшающими соседний Пятигорск. А спокойный, ровный рельеф лишил его многих природных достопримечательностей, которыми гордятся Кисловодск и Железноводск. Но, тем не менее, и в самих Ессентуках, и в их окрестностях, есть немало достопримечательных и памятных мест, созданных как естественными силами, так и человеческими руками. Дары кавказской природы, соединяясь с плодами полуторавекового труда и вдохновения людей, создали такое диво, как Ессентукский лечебный парк.

Из истории известно, что в первые годы существования курорта казаки станицы Ессентукской не уделяли никакого внимания источникам, находившимся в собственности станичного общества - лишь огородили некоторые из них плетнем, чтобы защитить от набегов скота. Первые работы по благоустройству территории вокруг целебных ключей начались лишь после того, как небольшой участок земли вокруг них, по указанию Кавказского наместника М. С. Воронцова, был выкуплен у казаков и передан курорту. Приобретение его обошлось казне в 2792 рубля серебром.

Это произошло в 1847 году. А год спустя, 5 июня 1848 года, Воронцов предложил тогдашнему управляющему Водами Д. А. Всеволожскому «подумать, каким образом посадкой деревьев украсить это до сих пор совершенно голое и безобразное место». Вскоре проект озеленения территории у источников был составлен и утвержден. А еще через год осенней порой работы начались. Со склонов Машука, из железноводского парка и поймы речки Бугунты солдаты военно-рабочей команды привезли и посадили у источников несколько сот деревьев и кустарников.

Именно тот далекий, 1849, год считается годом основания ессентукского парка. В 1852 году работы были продолжены - новые сотни молодых саженцев изрядно добавили зелени у источников. Тогда же озеленители приступили к ограждению «места, принадлежащего минеральным водам, с внутренней его части, живой изгородью из акаций». В память об инициаторе работ, М. С. Воронцове, старейшая, нижняя часть теперешнего парка, тянущегося вдоль аллеи, проложенной по долине осушенной речки Кислуши, назвали Воронцовским парком.

В 70-х годах XIX века по инициативе главного врача и директора курортов доктора Смирнова, на плоской вершине Щелочной горы были сделаны новые посадки деревьев, привозимых из различных декоративных питомников России и Европы. Они превратили голое, выжженное солнцем место в тенистый оазис, названный Верхним парком. В самом конце столетия таким же оазисом стал станичный выгон, примыкавший с севера к уже существовавшей зеленой зоне. Этот, третий, парк получил наименование Пантелеймоновского - в честь храма Пантелеймона Целителя, построенного на его территории. Позже названия Воронцовский, Верхний и Пантелеймоновский стали условными. Связанные лестницами и аллеями все три парка стали единой зеленой зоной. Площадь ее превысила 60 гектаров - такой она остается и сегодня. Здесь были собраны деревья и кустарники почти двухсот видов, как типичных для Северного Кавказа, так и экзотических, вроде виргинского можжевельника, софоры японской, форзиции китайской. Вдоль дорожек высадили декоративные ограды из вечнозеленого самшита. Всюду пестрели цветами многочисленные клумбы. Разросшийся похорошевший Курортный парк сделался местом основного времяпрепровождения курсовой публики. В нем были сосредоточены основные учреждения, призванные обеспечить все необходимое для лечения, отдыха и развлечения.

За прошедшие десятилетия и сам парк, и украшавшие его строения во многом стали другими. Но и сегодня здесь сосредоточены многие экскурсионные объекты, с которых начинают свое знакомство с Ессентуками их многочисленные гости.

Осмотр достопримечательностей Курортного парка лучше всего начинать от главного входа, войдя в него с центральной площади города. Величественная колоннада, широкие лестницы, фонтаны, декоративные светильники, украшающие крутой откос, были созданы в 1955 году по проекту архитектора П. П. Еськова, работы которого делают красивее многие города нашей страны. Создавая свои работы, он использовал три элемента - камень, воду и растительность. Ныне к этим элементам добавился четвертый - свет. И все они активно «работают» на великолепие лестничного ансамбля, позволяющего спуститься на площадку, в свое время носившую имя Театральной.

Два века назад с этого откоса без всяких лестниц и даже тропинок, спускались к лужицам минеральной воды казацкие кони. И первооткрыватель Ессентуков, доктор Гааз, отсюда окидывал взглядом лежащую перед ним долину Кислуши, высматривая в ней «лошадиный источник». А профессор Нелюбин именно тут, у самого подножия откоса, отыскал среди камышей неприметную лужицу, одну из нескольких, обнаруженных у подножия высокого, правого, берега Кислуши, который он назвал Щелочной горой, поскольку источники, обнаруженные им здесь, были богаты щелочными соединениями.

Чтобы упорядочить свои находки, профессор скрупулезно пронумеровал их. Этот, ничем тогда не примечательный, выход воды, он обозначил как № 17. Если Ессентуки называют «Жемчужиной Кавказских Минеральных Вод», то источник № 17 по праву считается «жемчужиной Ессентуков», настолько благотворно действует он на человека. Правда, поняли это не сразу. Первое время для лечения гораздо шире использовались другие источники, несколько более обильные, хотя считать их многоводными не стоило. Недостаток целебной воды долгие годы был хронической бедой Ессентукского курорта.

Даже в течение всей первой половины XX столетия, судя по фотографиям того времени, у источников выстраивались громадные очереди желающих получить стакан минеральной воды. И только активная геологическая разведка, начатая в послевоенные годы на обширной площади за пределами города, помогла решить проблему маловодья. А до той поры почти все минеральные источники располагались на узкой полосе земли вдоль склона Щелочной горы, в том числе и колодец Семнадцатого.

Рядом с ним было решено построить галерею, которая служила бы для прогулок публики, пьющей воду, защищала ее от дождя и чересчур жаркого южного солнца. Как раз тогда, в середине XIX столетия, на Кавказских курортах начинал свою деятельность архитектор-англичанин Самуил Уптон. Видный государственный деятель, князь М. С. Воронцов приметил молодого специалиста на строительстве своего алупкинского дворца, и позднее, став наместником Кавказа, пригласил Уптона на должность главного архитектора Кавказских Минеральных Вод.

Ессентукская галерея была одной из первых работ талантливого зодчего. Работая над проектом, Уптон использовал свой крымский опыт, и потому ессентукская галерея отдаленно напоминает воронцовский дворец в Алупке, для которого характерно смешение мавританского стиля с европейской готикой. Островерхие башенки в виде минаретов, килевидные навершия окон и дверей навевают мысли о мусульманском Востоке, а массивные стены из глыб желтоватого тесаного доломита заставляют вспомнить рыцарские замки и аббатства средневековой Англии. Галерею начали строить в 1847 году, но завершили стройку лишь девять лет спустя. Такой, слишком долгий, срок объясняется тем, что уже почти готовое здание было основательно повреждено землетрясением.

Первоначально галерея была открытой и более короткой, чем сейчас. В сделанных позднее закрытых пристройках производили розлив минеральной воды, потом использовали это помещение для нужд лечащихся, превратив галерею в подобие Курзала - здесь имелись гостиные, буфет, почтовое отделение, бильярдная и летняя читальня. В 1901 году к галерее была сделана пристройка театрального зала с фойе и сценой, что значительно исказило замысел архитектора. После этого некоторые переделки произвел известный петербургский зодчий Н. В. Дмитриев - в потолок был вставлен стеклянный плафон, а стекла в некоторых окнах заменили цветными витражами. В центре главного зала появился питьевой бювет, куда провели минеральную воду всех основных источников. Но, несмотря на все позднейшие изменения, галерея источника № 17, расположенная вблизи главного входа в парк, и сегодня продолжает восхищать оригинальностью внешнего вида и роскошью отделки интерьеров.

Театр-парк, как называли пристройку, долгое время служил единственным местом, где гости курорта и жители города имели возможность посмотреть выступления театральных и музыкальных коллективов, приезжавших в Ессентуки, послушать многих замечательных артистов и музыкантов. После того, как в 70-х годах XX столетия вступил в строй Гастрольный театр, старое театрально-концертное помещение, оставшееся не у дел, стало разрушаться. Но в начале XXI столетия, обретя собственника, оно было восстановлено. Сохраняя прежнее название Театр-парк, которое можно прочитать на фронтоне, реставрированное помещение служит для размещения кафе, ночного клуба, гостиницы и магазина.

Вскоре после появления галереи слева от нее стал формироваться уникальный уголок, который именуют обычно Площадкой источников, или Площадкой штолен, а можно назвать и Площадкой бюветов. Она представляет собой небольшое пространство между галереей и крутым склоном Щелочной горы, которое продолжается миниатюрным ущельем, уходящим вглубь склона. Сегодня сюда заглядывают лишь любопытствующие экскурсанты, а сто лет назад в часы водопития площадка была буквально запружена народом. Ведь именно здесь были сосредоточены выходы четырех наиболее популярных источников, для которых соорудили весьма оригинальные питьевые бюветы.

Для источника № 17 в 1873 году поставили у самой галереи ажурную беседку чугунного литья, привезенную с Урала. Источник № 18, известный с 1858 года, почти два десятка лет спустя вывели в грот с двумя красивыми каменными колоннами, который был вырублен в крутом склоне Щелочной горы - он замыкает «ущелье», придавая ему довольно романтический вид. Над гротом высится восьмигранная ажурная беседка, где в свое время сидели музыканты, игравшие для публики, пьющей воду. О назначении беседки, носившей название «Рококо», свидетельствуют медальоны с изображением лиры, украшающие ее решетку.

В каменной стене, подпирающей левый склон «ущелья», видна небольшая ниша. В ней на время курортного сезона помещались иконы - Богоматери Живоносного источника, Пантелеймона Целителя и Николая Чудотворца. А там, где стена выходит на площадку, в глубокой нише был устроен бювет источника № 19, однако его жизнь не была долговечной - к концу XIX века он сильно опреснился, и в этот бювет стали подавать воду источника № 17. Такая же судьба постигла и источник № 20, бювет которого в виде изящной каменной беседки еще в послевоенные годы стоял у западной стены театра.

Рядом с беседкой Семнадцатого источника, у западного конца галереи Уптона, можно видеть очень любопытное сооружение из такого же тесаного доломита, выполненное в готическом духе. Это вход в штольню, с помощью которой пытались увеличить дебит семнадцатого источника, воды которого хронически не хватало. Начал проходку штольни знаменитый французский гидрогеолог Жюль Франсуа, а продолжил горный инженер Антон Иванович Незлобинский. Отмечая его самоотверженный труд, местные жители в своем «Приговоре» писали: «Не щадя своего здоровья, стоя по пояс в воде, Незлобинский, рискуя жизнью, всегда являлся в тех частях работы, где жизни одиночных рабочих грозила опасность, и здесь, действуя как простой рабочий, добивался успехов».

Но штольня нужного результата так и не дала. Гораздо большего успеха добился молодой горный инженер Я. В. Лангваген, направленный на Кавминводы Геологическим комитетом. Заложенная им глубокая наклонная скважина 22 марта 1912 года дала мощный фонтан соляно-щелочной воды. Он получил название «Источник № 17 коренная струя». Для него был сооружен бювет, сначала открытый, а потом в виде беседки-ротонды, купол которой опирается на 12 колонн. А на месте, где стояла буровая, установили чугунный столб с фигурой голубя наверху. Увидеть беседку и столб с голубем можно, поднявшись с площадки источников на Щелочную гору.

Справа от галереи источника № 17 начинается главная аллея Нижнего парка, проложенная по руслу осушенной Кислуши. Ее часто называют Аллеей здоровья, потому что вдоль нее в свое время располагались основные лечебные учреждения. Открывает их строй здание Нижних ванн, ныне законсервированное. Тем не менее, на него стоит обратить внимание, поскольку с этого места началась на ессентукском курорте бальнеотерапия, то есть лечение с помощью водных процедур. Именно здесь стояло первое деревянное ванное здание, позднее замененное другим, каменным, построенным по проекту С. Уптона. Рядом с ним и появилось в начале XX столетия здание Нижних ванн, которое подверглось реконструкции в 30-х годах XX столетия, после чего в нем многие десятилетия отпускали не только ванны, но и ингаляции.

А чуть поодаль от здания Нижних ванн обращает на себя внимание изящное, похожее на сказочный терем, строение. Над его стенами, оплетенными кружевом деревянных узоров, поднимаются купола со шпилями, похожие на шлемы былинных богатырей. Впрочем, если заглянуть внутрь этого «пряничного домика», то сразу же из сказочного прошлого попадешь в некое фантастическое будущее, ибо все пространство большого зала заполняют очень странные, непривычные глазу современного человека аппараты и механизмы.

Это павильон механотерапии или, как его называли поначалу, Институт снарядной гимнастики Цандера. Шведский врач-физиотерапевт Густав Цандер (1835-1920 гг.), развивая учение своего соотечественника Линга, разработал знаменитый метод врачебной механотерапии. «Сущность метода, - писал он, - заключается в том, чтобы вызвать гармоническое развитие всего организма при помощи систематических упражнений всех мышечных групп тела». Цандер сконструировал снаряды (в начале их было двадцать семь, впоследствии — около ста), заставляющие людей делать движения, полезные больным органам. Они делятся на две группы — активного воздействия, которые приводятся в движение усилиями самого больного, и пассивные, движимые электромоторами. Свою лечебницу шведский врач открыл в 1857 году, а в России подобные учреждения появились сначала в Петербурге (1890 г.), потом Риге, Одессе, Киеве и Москве.

В 1901 году аппараты для ессентукского Цандеровского института были закуплены на Нижегородской ярмарке. В марте следующего года началось сооружение здания. Для скорости был использован так называемый фахверковый способ строительства, суть которого заключалась в том, что деревянный или металлический «скелет» заполняется кирпичом. Покрашенные разной краской, они и создают на стенах «сказочный» узор.

5 июля 1902 года Цандеровский институт был открыт. С первого же сезона лечение в нем стало очень популярным у курортной публики, особенно у людей, страдавших излишним весом. Они спешили сюда, выпив определенное количество стаканов воды ближайшего источника, чтобы усиленной работой на снарядах выгонять из организма жидкость и с нею лишний вес. А снаряды тут были очень интересные, например, имитирующие греблю, езду на велосипеде, лошади и даже... верблюде. Несмотря на неоднократные попытки лишить павильон ценных аппаратов, они уцелели и успешно используются в настоящее время.

Сто лет назад главная аллея Нижнего парка была и «главным питьевым трактом» для лечащихся, которым было назначено пить воду источника № 4. Чтобы увеличить запасы воды этого популярного типа, горный инженер Я. В. Лангваген пробурил в восточной части Нижнего парка несколько скважин. Над ними были построены сначала деревянные, а позднее, в 1912-1914 годах, каменные бюветы, выдержанные в неоклассическом стиле. Сейчас эти изящные архитектурные «безделушки» служат лишь украшением Главной аллеи, как и бювет Гаазо-Пономаревского источника - его оригинальный домик со шпилем можно видеть по соседству с павильоном механотерапии. Он был поставлен на месте «лошадиного источника», открытого Гаазом и реконструированного доктором Пономаревым.

Пить воду Четвертого источника посетители парка ходят в просторную, светлую галерею, построенную с южной стороны аллеи в 1967 году по проекту архитектора В. Н. Фуклева. Для ее сооружения использовали тебердинский мрамор и кисловодский доломит. А художественное панно с видами Кавказа выполнили мастера Киевского отделения Художественного фонда СССР. Площадка перед этой галереей сделалась одним из центров курортной жизни в парке - здесь продаются газеты и сувениры, билеты на концерты и спектакли, здесь можно записаться на экскурсию по городам Кавказских Минеральных Вод и достопримечательным местам Северного Кавказа.

Проходя по главной аллее Нижнего парка, нельзя не обратить внимания на углубления в крутом склоне Щелочной горы, где всегда царит сырость. Крупные капли воды падают с потолка такой миниатюрной пещеры, как бы демонстрируя «механизм» образования целебных родников. Очень вероятно, что подобные «плачущие гроты», как их называют, имели возможность наблюдать первооткрыватели Ессентукского курорта.

Одним из украшений главной аллеи является скульптура «Мужичок». Ее оригинал был выполнен К. Л. Шодким, автором многих скульптурных работ, среди которых и знаменитый «Орел, терзающий змею», ставший символом Кавказских Минеральных Вод. «Мужичок» несколько раз менял свой облик и местоположение, наконец, утвердился на склоне Щелочной горы, в самом начале аллеи. Скульптура эта, изображающая не первооткрывателя ессентукских вод, как думают некоторые, а просто человека из народа, пользующегося целебными дарами здешней земли, была поставлена в 1903 году, к столетнему юбилею Кавказских Минеральных Вод.

Тогда же появились в парке живописные беседки с забавными названиями, вроде «Приди ко мне» или «Капитанский мостик». К сожалению, не все из них дожили до наших дней. Немного позднее восточную оконечность Щелочной горы украсила полукруглая колоннада, получившая название Ореанда. Старые открытки свидетельствуют о том, какой изумительный вид открывался оттуда на окрестности Ессентуков. Ныне он, увы, закрыт разросшимися деревьями.

По соседству с Ореандой проложены удобные пути, по которым можно подняться в верхнюю часть парка. Здесь сразу же обращает на себя внимание комплекс зданий санатория «Целебный ключ». Начало ему положила гостиница, сооруженная в 1875 году, когда с пуском железнодорожной линии Ростов-Владикавказ на курорты, в том числе и ессентукский, хлынул поток желающих лечиться. Сооружена она была на средства группы или, как говорили тогда, «компании» предпринимателей и потому получила название «Компанейская гостиница».

Подобного заведения Ессентуки тогда еще не знали. Все номера были снабжены мягкими постелями, воздушными звонками и всем необходимым. В гостинице имелся ресторан с верандами, концертный и танцевальный залы, библиотека, бильярдная, комната для карточной игры. Довольно долго Компанейская гостиница служила не только жильем, но была центром досуга для курсовой публики. Здесь устраивались концерты, спектакли, балы. Располагалась Компанейская гостиница в очень удобном месте. По соседству проходило шоссе, по которому дилижансы доставляли приезжих с поездов, останавливавшихся на станции Минеральные Воды. Сегодня об этом шоссе, соединявшем Пятигорск с Ессентуками и Кисловодском, напоминает главная аллея Верхнего парка, с одной стороны она выходит к улице Пятигорской, а с другой - к Кисловодской.

В 1903 году рядом с шоссе построили еще одну гостиницу, более крупную и комфортабельную - позднее сохранившаяся часть этого громадного сооружения стала одним из корпусов санатория «Москва». Поскольку Компанейская гостиница была выкуплена Управлением Вод, ее переименовали в Казенную. Казенной же являлась и новая гостиница. Для различения их называли Староказенная и Новоказенная.

Еще одна достопримечательность Верхнего парка - замечательное ванное здание, которое можно смело считать одним из лучших архитектурных украшений Ессентукского курорта. Возведено оно было по проекту петербургских специалистов - архитектора Н. В. Дмитриева и инженера-строителя Б. П. Правдзика. В 1898 году ванны были освящены и получили имя императора Николая II. Ныне их называют Верхние минеральные ванны.

Строились они у самого края Щелочной горы, с тем, чтобы южный фасад здания был открыт для обозрения гуляющими по главной аллее Нижнего парка. К сожалению, как и многие другие памятники архитектуры, это ванное здание, закрытое разросшимися деревьями, сегодня почти невозможно увидеть снизу, Зато есть возможность полюбоваться им из Верхнего парка. В облике ванн ощущается элегантность и романтичность - благодаря портикам и колоннам, шпилям и кованым решеткам, гармонии красного и белого цветов в окраске стен. Здание органично вписывается в зеленый фон окружающего парка, а его угловые части вообще воспринимаются как парковые павильоны.

Оригинальна планировка здания: почти правильный квадрат наружной части заключает в себе кольцевой павильон, с которым соединен четырьмя коридорами, образующими в плане крест. Можно подумать, зодчие были уверены, что на их творение обязательно будут смотреть сверху. Однако вовсе не это обстоятельство побудило их к такой планировке, а своеобразный архитектурный рационализм, вызванный необходимостью строго соблюдать технологию бальнеологического процесса. Ведь авторы сумели совместить в одном сооружении два лечебных учреждения: внешний «квадрат» предназначался для приема минеральных ванн, а внутренний «круг» - это грязелечебница. Даже маленькие дворики между ними, украшенные зеленью и скульптурами, служили первоначально не столько для отдыха, сколько для приема солнечно-грязевых процедур, в духе процедур, известных древним грекам.

Николаевское ванное заведение было рассчитано, главным образом, на состоятельную публику. Поэтому его внутреннее устройство отличалось комфортом и даже известной роскошью.

Так, все 19 ванн, имевшихся тогда в лечебнице, были вырублены из цельных глыб светло-серого каррарского мрамора, специально привезенного из Италии. Те из них, что сохранились, исправно выполняют свое назначение и сегодня.

На рубеже XX и XXI веков в Верхнем парке появился восстановленный храм Пантелеймона Целителя. Построенный в 1895 году, он был разрушен в 30-е годы минувшего столетия. Осмотром его можно завершить экскурсию по Курортному парку и выйти в Курортный городок, который также интересен и своей историей, и ценными памятниками архитектуры.


БИБЛИОТЕКА

О книге
Слово о Жемчужине
Знакомьтесь: курорт Ессентуки
Взгляд в прошлое
В Курортном парке
В курортной зоне
На улицах, площадях, в окрестностях











Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!