| библиотека | кавказские минеральные воды (исторический путеводитель) | история северного кавказа в ХIХ веке | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Кавказские Минеральные Воды» История Северного Кавказа в ХIХ веке | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
История Северного Кавказа в ХIХ векеПятигорск В 1803 году был основан город Кисловодск. В конце XVIII века минеральными водами региона заинтересовались российские ученые медики. В частности, в 1784 году сюда приезжал Я. Рейнегс, в 1793 году академик Петр Симон Паллас (1714-1811). Было принято решение об использовании вод в лечебных целях. Первая группа больных прибыла на лечение в 1798 году, всего около 1 000 человек. Возглавлял отдыхающих командующий пехотными частями на Кавказе генерал лейтенант И. Марков. В том же году были разработаны проекты военных укреплений будущего курорта и госпиталя. 4 января 1803 года губернатор Астраханский и главнокомандующий в Грузии князь П. Д. Цицианов направил рапорт на имя Александра I с просьбой построить укрепление на Кислых водах. 7 марта того же года император подписал рескрипт о строительстве данного укрепления. 24 апреля 1803 года Александр I подписал Указ (рескрипт), в котором Кавказские Минеральные Воды признавались государственным достоянием. Эта дата считается днем рождения курорта Кавказские Минеральные Воды. Основателем курорта по праву можно считать князя Павла Дмитриевича Цицианова (1754-1806). Родом он был из древнего грузинского рода Панаскетели - Цици Швили. Герой Русско турецкой войны 1787-1791 годов, при Павле I он вышел в отставку, но был возвращен Александром I, который в 1802 году назначил князя главнокомандующим в Грузии. В задачи Цицианова входили ведение войны с Персией и дипломатическое привлечение народов Кавказского побережья, Дагестана и Закавказья на сторону России. Иногда его пытаются называть первым завое вателем Кавказа. Князь успешно исполнял поручение государя, хотя делать это было очень сложно по причине неудачной войны против Наполеона в Европе. В начале 1806 года русская армия предприняла поход против крепости Баку. Бакинский владелец Гуссейн хан заявил о своей готовности капитулировать. Цицианов в сопровождении двух офицеров подъехал к крепостным стенам Баку, чтобы принять ключи от города, но немедля был убит. Армия, оставшись без главнокомандующего, отступила. В 1811 году останки Цинцианова были перевезены в Тифлис и погребены в Сионском соборе. В 1803 году по решению архитектора князя и академика Николая Александровича Львова (1751-1803) на Горячих водах была высечена первая ванна в травертинах Горячей горы. По характеру вод поселение получило название Кисловодск и было объявлено «лечебной местностью». Пятигорск появился раньше Кисловодска. Район целебных «горячих вод» на склонах гор Машук и Горячая начал осваиваться с 1780 года. Здесь, на берегу реки Подкумок, была заложена Константиногорская крепость (ее разобрали во второй половине XIX века). Приезжавшие на лечение жили в Крепости. В 1803 году специальным правительственным указом было решено создать курорт на месте современного Пятигорска. В 1813-1814 годах был основан поселок Горячеводск. В 1830 году он получил название Пятигорск (назван по пятиглавой горе Бештау). Вслед за Пятигорском и Кисловодском получали развитие и остальные курорты Кавказских Минеральных Вод. В 1798 году на правом берегу реки Большой Ессентучек, у места ее впадения в реку Подкумок, был заложен русский военно пограничный редут Ессентукский. После возведения Кисловодской крепости редут был упразднен, вместо него оставили казачий пост. В 1810 году московский врач Ф. П. Гааз обнаружил в долине ручья Кислуша, примерно в 4 км к северо востоку от Ессентукского поста, два небольших колодца с кисловато соленой водой (ныне это Гаазо-Пономаревский источник). Только в 1825 году по инициативе генерала Ермолова на берегу реки Бугунта, в 3,5 км к северо востоку от бывшего поста, была основана станица Ессентукская. Первые больные приехали сюда в 1812 году. Станица Железноводская была основана в 1842 году. В 1804-1808 годах Россия предприняла жесткие меры по пресечению работорговли на Северном Кавказе. В 1804-1812 годах на землях Северного Кавказа турецкой разведкой было организовано антироссийское восстание. Возглавляла его кабардинская верхушка, недовольная политикой российских властей. В 1810 г. мятеж был подавлен с неизбежной жестокостью, что вызвало осуждение со стороны либерального Александра I. Он подтвердил большинство привилегий кабардинских князей, предоставил им возможность ношения российских воинских званий и получения государственных наград. Население региона имело опыт общения как с Россией, так и с Турцией, Ираном, татарами и ногайцами. Последние к покоренным народам относились совсем не так, как русские. Бунтовщики уничтожались ими под корень вместе с семьями. Русские ничего подобного никогда не делали. Народы Кавказа, в том числе и чеченцы, смогли спуститься с гор и расселиться на плодородных равнинах Терека и Кубани лишь после того, как Россия избавила их от тюрко язычных кочевых племен, не знавших иного отношения к побежденным, кроме безжалостной жестокости. Русские оказались для кавказцев теми, кого можно было не бояться. Сравнительную гуманность российских властей в отношении восстаний и измен кавказцев видно на следующих примерах. При этом необходимо сделать корректировку на эпоху. Во время Русско турецкой войны 1887-1888 гг. чеченцы подняли восстание, которое, естественно, было подавлено. Зачинщики казнены. В аналогичной ситуации «цивилизованные» французы просто расстреливали бунтовавших пикардийцев, фламандцев, гасконцев, провансальцев вместе со стариками, женщинами и детьми. Теперь во Франции об этих малых народах можно узнать преимущественно из книг или в музее. Аналогично из 20 миллионов индейцев, населявших Америку во времена Колумба, в конце XX века осталось лишь 35 342 человека. В то же время число, например, чеченцев на территории России возросло с нескольких тысяч до 900 000 человек. К сожалению, в XIX веке племенная знать многих кавказских народов понимала только грубую и жестокую военную силу. Поэтому, неверно истолковывая отсутствие «азиатских» и «англо американских» способов действий во внутренней и внешней политике как слабость властей, князьки требовали от русского народа необоснованных привилегий. Пришлось принять соответствующие меры, поскольку после завершения Россией войн с Ираном и Турцией (1804-1812) на Кавказе непрерывно следовали мятежи и заговоры. В 1816 году главнокомандующим на Кавказ был назначен генерал А. П. Ермолов. «Силовые методы преобладали в политике российской администрации на Кавказе в начале XIX века. Их реализация во многом связана с именем выдающегося представителя российской военной элиты А. П. Ермолова, который был командиром Отдельного Кавказского корпуса и Управляющим гражданской частью Грузии, Астраханской и Кавказской губерний с 1816 по 1826 г. Он энергично стремился «цивилизовать» вверенный ему край: прокладывал дороги и просеки, в стратегически важных точках строил крепости, основывал города, обустраивал курорты, способствовал распространению медицины и просвещения. При этом, не считаясь с местными традициями, сложившимися властными структурами, насаждал российскую администрацию, устанавливал российские порядки. Строительство укреплений сопровождалось вырубкой лесов и садов, насильственным переселением жителей. Население привлекалось к транспортно дорожным работам, обязано было выделять всадников для конвоя, не укрывать абреков, выдавать аманатов, возвращать пленных и прочее. Предпочитая «повелевать властью, а не просьбами», он подавлял любое проявление недовольства. Уклонение от повинностей влекло за собой конфискацию скота, имущества, «штрафы» и «контрибуции», сопротивление - карательные экспедиции, в ходе которых по принципу «круговой поруки» наказывались «целые селения за вину отдельных лиц»: уничтожались запасы, посевы, сжигались даже аулы. Управление «замиренными» районами поручалось либо приставу из русских офицеров, либо лояльно настроенным представителям местной элиты». Ермолов добивался у императора увеличения казачьего землевладения на Кавказской линии и начал подчинение горских сообществ и их правителей непосредственно российской администрации. Кавказскую линию стали перемещать к подножию гор. Ответом горцев стало сопротивление, которое с 1818 года принято называть Кавказской войной. О Кавказской войне XIX века известно многое. Однако ее повседневность, в которой бесчисленные микроэпизоды человеческого бытия сливались в большую и многоцветную историческую картину, пока так и не стала предметом глубокого научного исследования. Между тем, похоже, именно здесь могут быть найдены ответы на горькие вопросы нашего времени. Когда термин «Кавказская война» иногда сопровождают эпитетом «так называемая», имеют в виду ряд признаков, отличавших ее от классических войн. В ней фактически не было генеральных сражений, способных предопределить окончательную победу одной стороны и поражение другой. Русские войска далеко не всегда имели дело с хорошо опознаваемым противником и порой не могли понять, где враги, где друзья, а где нейтралы, готовые - по ситуации - занять более четкую позицию. Горцы воевали не только против русских, но и между собой, сводя старые счеты и тем самым создавая поводы для новых междоусобиц с очень туманной перспективой когда либо их разрешить. Приблизительно с 1820 х годов на обычные и межклановые раздоры наслоились все более ожесточенные конфликты между приверженцами традиционного ислама и проповедниками шариата, насаждавшегося и словом, и принуждением. Духу исламского воинства противостояла решимость общинников отстаивать привычные, освященные веками нормы бытия. Народный обычай защищался от инородного идеологического вторжения. Иначе говоря, традиция сопротивлялась реформе. После 1822 года Ермолов перешел к «понятной» горцам тактике «выжженной земли». Мятежную знать вешали на арбах и возили по селам для демонстрации. Жители непокорных аулов уничтожались полностью. Одновременно практиковалось освобождение от всех форм крепостной зависимости горских крестьян, перешедших на русскую сторону. Ермолов активно боролся с уводами в рабство и работорговлей, торговцев рабами без промедления казнили. Мятежные горские сообщества оттеснялись в горы. Следом происходило массовое переселение на освободившиеся земли казенных русских и украинских крестьян. Но наряду с карательными мерами правительство заботилось о культуре кавказских народов. В 1807 году в Ставрополе открылась первая школа для горцев. В 1817 году была основана крепость Нальчик, а уже в 1820 году там открылась светская школа для аманатов (так называли тогда юных заложников, массово бравшихся у горских сообществ в подтверждение примирения). С 1840 х годов активизировалась агентура имама Шамиля, которая, взывая к религиозным чувствам населения, подстрекала к мятежу. Кроме того, олицетворявшего новую идеологию Шамиля многие чеченцы и дагестанцы, пребывавшие в состоянии междоусобиц, приветствовали как арбитра, примирителя и объединителя. Особое звучание приобрела отмена Шамилем в подконтрольных территориях крепостного права. По сути дела, не что иное, как борьба между царскими властями и Шамилем за влияние на горцев и составила содержание Кавказской войны. И во многом именно поэтому в Кавказской войне никогда не было даже подобия линии фронта, если, конечно, не считать таковой условный стык между меняющими свои очертания зонами, которые контролировались соответствующими сторонами. Эта «пульсирующая» граница не только разъединяла, но и соединяла два мира - русско-казачий и северокавказский, - находившихся в таких отношениях друг с другом, которые нельзя свести к лютой вражде или беззаветной приязни. Во время Кавказской войны кабардинская знать оставалась верной России. Отмена крепостного права в 1861 году предварялась непрерывной чередой крестьянских бунтов. Правительство, опасаясь мятежа местных феодалов, затянуло освобождение на шесть лет. Это вместе с грабительскими условиями освобождения породило новые брожения среди крепостных. К 1888 г. на Кавказе, как и везде в России, завершился период либеральных реформ. В регионе было установлено военное управление. В 1891 году горцев лишили права без особого разрешения переезжать с места на место, поступать на работу и арендовать землю вне места прописки. В 1893 году было введено обязательное рассмотрение всех совершенных горцами насильственных и антигосударственных преступлений военными судами по законам военного времени. Широкое распространение получило абречество (абрек - изгнанник из рода, ведший скитальческую или разбойничью жизнь). В горах (особенно в Карачае) фактически вспыхнула партизанская война. Население, особенно беднейшее, оказывало абрекам массовую поддержку. Однако далеко не все представители местных социальных элит (там, где они уже успели сложиться) отвергали Россию. Напротив, многие, как свидетельствуют источники, связывали с ней перспективы вырваться в имперский правящий класс со всеми вытекающими отсюда привилегиями и возможностями. Общение же между народами в условиях все более тесного соседства протекало по нормальным для подобной ситуации законам человеческого поведения: конфликты и компромиссы, ненависть и дружба, жестокость и милосердие, подозрительность и доверие. Идя трудными путями, процесс взаимопознания способствовал усилению взаимотерпимости и взаимному осознанию элементарной истины: фактор соседства - коль скоро от него нельзя избавиться - можно и нужно использовать с выгодой - хозяйственной, культурной, политической. Накопленный социальный опыт понимания преимуществ добрососедских отношений над враждебными породил интереснейший феномен - дипломатию Кавказской войны. Это явление возникало «снизу», стихийно, чтобы потом превратиться в сознательные и целенаправленные усилия, поддерживавшиеся «сверху». Иногда было наоборот, начиналось все с продуманных и организованных миротворческих действий властей, которые создавали предпосылки для стихийного примирения русских и горцев. Пожалуй самой распространенной формой народной дипломатии были куначеские связи, укоренившиеся в качестве социального института. Этот священный институт придавал еще большую условность понятию «русско кавказская граница» - и в военном, и в хозяйственном, и в культурном смысле. Через куначество русские и горцы ближе узнавали и лучше понимали друг друга, обменивались жизненно полезными навыками, приходили к убеждению о нерациональности войны, осваивали непростую науку примирения. Формировался благоприятный климат для развития торгово экономических отношений, а также миграционных процессов, приводивших к возникновению пестрой этнодемографической среды, в которой заметно ослабевала враждебность, благодаря в том числе и появлению «вненациональных» стимулов к использованию достижений цивилизации. Исподволь накапливались предпосылки для социально культурной интеграции широких слоев горцев в российскую имперскую структуру, «иссушались» главные источники, питавшие Кавказскую войну. Зачастую русско казачьи станицы и горские аулы без всяких посредников договаривались между собой о мире и добрососедстве, невзирая на то, что вокруг шли сражения и лилась кровь. Поссорить их не могли ни Шамиль, ни царь, ни вера, ни «народность». Крупные северокавказские казачьи ярмарки не обходились без активного участия горцев, которым гарантировалась неприкосновенность личности и имущества. Русским военным властям нередко удавалось находить общий язык с представителями местных элит и с религиозными деятелями. Это приводило к тому, что на территории имамата Шамиля (не говоря уже об остальной территории Северного Кавказа) образовывались обширные анклавы, неподвластные имаму и шариату. Какие бы дипломатические ошибки ни допускали российские власти в течение Кавказской войны, на ее заключительном этапе и сразу после ее завершения они действовали умно и расчетливо. Это относится и к А. И. Барятинскому, оказавшему на свой страх и риск высокие почести капитулировавшему Шамилю, и к Александру II, который не только одобрил поведение наместника, но и сам пошел еще дальше в стремлении поднять поверженного врага в глазах российского общественного мнения. Продолжением этого курса на примирение и интеграцию явилось учреждение на Северном Кавказе в 1860 е годы так называемого военно народного управления, элементы которого начали вводиться еще в конце XVIII века. Оно задумывалось как специфический способ вовлечения сложного и пестрого региона в общеимперскую структуру с максимально возможным соблюдением особенностей местного жизненного уклада. В какой то мере это было осуществлением «политического завещания» А.И. Барятинского, предупреждавшего, что преодоление последствий войны потребует едва ли не больших материальных, моральных и интеллектуальных усилий, чем сама война: по настоящему она закончится тогда, когда Северный Кавказ срастется с Российской империей в социально политическом, экономическом и культурном плане. И именно в составе России у горцев появилась устойчивая динамика развития. Народная энергия получила новое, небывало широкое поприще для работы - социальное, экономическое, духовное. Вообще у Кавказа имелось два варианта развития: «южный», азиатский (в составе Турции и Ирана), и «северный», он же европейский (в составе России). И тот и другой были связаны с монархиями, в чем то схожими, но в то же время существенно различавшимися по стилю управления, идеологии, цивилизационной ориентации. Российская модель, создававшаяся с XVI века, предполагала, помимо веротерпимости и врастания местных элит в имперский правящий класс, еще и весьма широкую степень автономии для нерусских народов, которая обеспечивала территорию для компактного проживания, условия для социально экономического и демографического развития, не препятствовала сохранению языка, религии, культуры.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |