«горные лыжи и сноуборд» | горнолыжные трассы и их оборудование
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«ГОРНЫЕ ЛЫЖИ И СНОУБОРД» • Часть III • Горнолыжные трассы и их оборудованиеОГЛАВЛЕНИЕ



 Горные лыжи 

Горнолыжные трассы и их оборудование

Первое, что спрашивает горнолыжник, отправляясь на незнакомую горку, каковы характеристики трассы (ее сложность, длина) и долго ли ждать очереди на подъемник. На горнолыжных курортах, где недостаточно современное оборудование и трассы не отвечают уровню вашего катания, отдых может быть испорчен. Отправляясь на горнолыжный курорт или загородную горку, вы должны иметь полное представление об условиях катания. Кроме того, всегда необходимо справляться об изменениях погоды, наличии опасных мест и лавинных участков, о степени трудности трасс и состоянии снежного покрова.

Все трассы принято маркировать. На склонах для этого устанавливаются специальные знаки. Легкие трассы обозначены зеленым цветом, средние — синим, сложные — красным и очень сложные — черным. Сегодня все туристические фирмы, зазывающие на тот или иной горнолыжный курорт, предложат вам красочный проспект с планом горы и обозначением на ней трасс. Непосредственно у лыжных станций вы также встретите план-схему катания. На заграничных курортах, как правило, указывается: какие трассы открыты, какие подъемники работают, температура внизу и наверху, степень лавиноопасности и прочая необходимая информация.

Трассы отличаются особенностями и разнообразием рельефа, такого, как лощины, выполаживания, площадки, спады, увалы, гребни, бугры, контруклоны. Обычно даже очень крутые трассы через какое-то расстояние перемежаются пологими участками, чтобы горнолыжник мог передохнуть. Правильно спроектированные трассы, особенно «черные» и «красные», всегда имеют достаточную ширину для того, чтобы лыжники больше рассредоточивались по склону, не столкнулись друг с другом на большой скорости и чтобы снежная поверхность меньше выбивалась и соскабливалась.

В местах вероятных падений трассу огораживают специальной сеткой или матами, а края опасных выездов — флажками. Стационарные снежные пушки огорожены мягкими оранжевыми матами. В целях безопасности туристам запрещается пересекать линии буксировочных подъемников. В крайних случаях на пересечениях устанавливаются специальные ограждения и знаки, предупреждающие лыжников об опасности травмирования. Все трассы маркируются запрещающими и разрешающими указателями, которые могут устанавливаться в начале спуска или по ходу движения за 30—50 м до места, с тем чтобы лыжник смог осмыслить информацию и при необходимости остановился.

По краям трассы должны маркироваться вешками цветом, соответствующим уровню сложности трассы, на расстоянии, позволяющем их видеть в условиях тумана. Через определенные интервалы, а также на пересечениях трасс на вешках имеются указатели с названиями трасс. На перевалах также ставятся специальные столбы с указаниями населенных пунктов, основными направлениями и названиями трасс.

Сегодня современно оборудованные горнолыжные центры имеют возможность наращивать снежный покров с помощью специальных систем искусственного заснеживания. Каждая установка для производства снега использует воду и воздух, которые, распыляясь, смешиваются внутри или снаружи напорных систем (вентиляторные пушки, ружья типа HKD и пр.). Установки бывают как передвижные, так и стационарные. Использование ратрак позволяет эффективно уплотнить снежный покров трассы, выровнять ее поверхность. Такие трассы «живут» значительно дольше естественного снежного покрова (которого вообще может и не быть).

Отдельно стоит поговорить о подъемниках и канатных дорогах. Трос имеет замкнутый контур и вращается электромотором при помощи приводного шкива. Скорость транспортировочных единиц наиболее производительных скоростных подъемников уменьшается на участках посадки и выхода пассажиров, называемых станциями. Посадочная площадка всех видов современных канатных дорог должна иметь автоматическую калитку для контроля ски-пасса и специальный настил для удобства передвижения лыжников. Все малые и большие канатки оборудуются системой аварийного выключения механизмов. Находясь на любом виде подъемников, категорически запрещается делать резкие движения и раскачиваться. Посадку горнолыжников на все типы подъемников должен регулировать контролер.

Простейший из подъемников — бугелъный подъемник буксировочного типа. Пропускная способность его может быть до 700 чел/час при длине до 550 м. Конструкция подъемника типа «Bebilift» предусмотрена для установки на склонах с уклоном до 18°. Используется, как правило, бесплатно для детей и начинающих горнолыжников. Комплектация его идет в двух вариантах: с неотцепляемыми бугелями и несущим стальным тросом или без бугелей с капроновым тросом большого диаметра. Пользование этими подъемниками является наиболее простым и доступным. Лыжник, держа обе палки в одной руке, встает по направлению движения троса и свободной рукой берется за капроновый трос или заводит бугель себе за спину и начинает движение. На верхней станции в строго установленном месте он должен освободить трос и отойти в сторону, чтобы не мешать подъезжающим лыжникам.

На устаревших подъемниках, которые еще используются в России, применяются прицепные бугели с ленточным фалом. Большим неудобством этих подъемников является необходимость возить при себе бугель в течение всего катания. При посадке лыжник, держа обе палки в одной руке, свободной рукой прицепляет бугель к тросу и скользит вверх по склону. При этом лыжи должны быть расставлены на ширину плеч или чуть рке, параллельно друг другу. Необходимо следить, чтобы трос подъемника был надежно зажат в металлической части бугеля. Для этого и еще для того, чтобы не было резкого рывка, начало фала держат в натянутом состоянии и постепенно протравливают через руку по принципу действия фрикциона. Положение при подъеме на бугеле — упругая прямая стойка, фал придерживается свободной рукой, нельзя сильно откидываться назад или наклоняться вперед. Чтобы отцепиться наверху, важно заблаговременно ослабить фал перед отбойником. Если натяжение бугеля ослабится при движении, это может привести к преждевременному отстегиванию. Все время нужно следить, чтобы не получить удар бугеля и не выпачкаться смазкой троса.

Буксировочные подъемники большой длины с закрепленными на них прицепными устройствами сконструированы по принципу втягивающейся рулетки и могут иметь бугель с упором в виде одноместной тарелки или двухместной перекладины, прикрепленные к шесту, за который крепится самосматывающийся трос. Другие модели современных лыжебуксиров оборудованы отцепными бугелями с телескопическими вакуумными штангами, а также накопителем, светофором и турникетом на нижней станции. Данный тип подъемников может иметь длину до 1000 м и более. Правила пользования просты: когда подходит ваша очередь, нужно ухватиться за шест проходящего мимо бугеля и, не дожидаясь его полного вытяжения, подложить под себя «тарелку».

При пользовании двухместным бугелем оба лыжника становятся рядом, так чтобы их лыжи располагались строго по пути подъемника, разворачиваются друг к другу лицом, поглядывая на приближающийся бугель, и, когда шест окажется рядом, ухватываются за него ближними к шесту руками (палки должны находиться с внешней стороны). Быстро разместив перекладину под ягодицами, лыжники разворачиваются по направлению движения, дожидаясь пружинистого рывка бугеля, плавно амортизируют телом и начинают движение вверх. Главное — крепко держаться за шест: на парном бугеле большое значение имеет ровное положение корпуса обоих лыжников. В процессе подъема не рекомендуется делать излишних поворотов на лыжах; стоя под канатом, поднимайтесь наверх прямо. Нельзя отпускать втягивающийся бугель перед опорами или деревьями, так как он может за них зацепиться и вызвать опасную ситуацию.

Кресельные канатные дороги удобнее предыдущих типов подъемников. Главное — здесь во время подъема на них можно отдыхать, расслабившись, при этом не снимая с ног лыж. «Креселки» бывают от одноместных до восьмиместных. Сиденья нередко оборудованы системой подогрева, чтобы лыжник не замерз в стужу, и пластиковым колпаком от непогоды. Скорость движения может быть от 2,5 до 7 м/с, причем у скоростных канаток подошедшее к посадке кресло (или их соединенный ряд) останавливается (на некоторых системах уменьшается до 2—3 м/с за счет перевода кресел на обводную рельсу шкива). Некоторые подъёмники для совмещения скорости лыжника и кресла оборудованы бегущей дорожкой. Длина этого вида канатных дорог обычно составляет 1—3 км. Высота кресел над склоном в отдельных местах может достигать 15 м (обычно не более 8 м).

Техника посадки на движущееся кресло такова. Лыжник стоит на посадочной площадке в ожидании приближающегося кресла с повернутым к нему лицом. Палки, сложенные вместе, находятся в одной руке, причем в целях безопасности ремешки не должны быть надеты. Когда кресло достаточно приблизилось, лыжник чуть приседает, чтобы сиденье точно подошло под него и подхватило. После удобного размещения нужно опустить оградительное устройство с подставкой для ног. Перед сходом на верхней станции необходимо вовремя открыть кресло и, слегка оттолкнувшись от него, отъехать по указателю. Нельзя садиться на подъемник вне посадочной площадки. Если лыжник не успел сойти на станции, он должен оставаться в кресле до остановки подъемника. При этом необходимо следовать указаниям контролеров или спасателей.

Некоторые туристы берут с собой в горы небольшой рюкзачок. При посадке он должен быть перевешен со спины на грудь, чтобы его лямки не зацепились за кресло. При посадке смотрите, чтобы из вашей экипировки ничто не торчало, что могло бы зацепиться за подъемник.

Гондольные дороги работают по принципу действия скоростных кресельных и в зависимости от пропускной способности комплектуются кабинами на четыре и более человек. Они подвешены к тросу и движутся от нижней станции к верхней и обратно, замедляясь при посадке и высадке, во время которой двери открываются автоматически. Кабины бывают открытого (устаревшие модели) и закрытого типа. На этих подъемниках часто бывают промежуточные станции. Расстояние между опорами и высота кабинок над землей больше, чем у кресельных подъемников. Лыжи и сноуборды перед посадкой снимаются с ног и вставляются в специальные ячейки с внешней стороны кабины. Палки, сложенные вместе, транспортируются в руках. Двери кабины срабатывают автоматически при помощи специального механизма. При подъеме или спуске категорически воспрещается их открывать.

По подобному принципу устроены канатные дороги «Funitel» с кабинами на 20—40 посадочных мест. Каждая кабина крепится на два параллельных троса. На нижней и верхней станциях имеются специальные устройства для разгона, синхронизации скорости и фиксации кабины на высокоскоростные тросы. Такие подъемники имеют очень высокую пропускную способность, большую протяженность и широко разнесенные опоры для преодоления сложного горного рельефа. Например, в Швейцарии на курорте Гран-Монтана такой подъемник протянут к высокогорному леднику через огромные страшные пропасти глубиной 150—200 м.

К следующему виду канаток относятся кабинные подвесные дороги маятникового типа. Они так же, как и «Funitel», мало зависят от сложности горного рельефа и устроены так, что два вагона, подвешенные на мощных роликах к несущему тросу, движутся во встречных направлениях, уравновешивая друг друга своим весом. В зависимости от грузоподъемности вагоны могут вмещать от 30 до 160 человек. Скорость движения до 10 м/с и больше. Перед заходом на посадочную площадку лыжи должны быть сняты с ног. Находясь в вагоне, лыжник держит их вместе с палками в руках. Количество пассажиров в кабине не должно превышать норму. Высадка пассажиров происходит после полной остановки кабины по указанию сопровождающего.

На некоторых горных курортах есть такие подъемные системы, как фуникулер. Он движется по рельсам, иногда в тоннеле — все зависит от рельефа местности. Вагоны большой вместимости, где пассажиры стоят или сидят. В Старом Смоковце (Словакия) есть фуникулер, называемый «зубаткой», так как приводится в движение специальным зубчатым колесом, тянущим вагончики по гребенке, уложенной между рельсами.


БИБЛИОТЕКА

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Местный туристический офис
Прокат инвентаря
Что такое ски-пасс
Лыжные школы
Склоны

Горнолыжные центры России
Москва
Подмосковье
Мценск
Санкт-Петербург
Кировск (Мурманская область)
Красная Поляна
Домбай
Приэльбрусье
Урал
Белорецк (Южный Урал)
Абзаково (Южный Урал)
Аша
Завьялиха

Горнолыжные трассы и их оборудование
Учебная трасса и ее разметка
Безопасность катания
Лавины
Первая неотложная помощь в горах
Об авторе









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!