пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «КОННЫЙ ТУРИЗМ» Техника безопасности | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Техника безопасностиУход за лошадью, езда верхом и в экипаже связаны с определенным риском. Лошадь по своей природе животное стадное, скорее пугливое, чем агрессивное, в природных условиях при опасности чаще спасается бегством. Тем не менее это живое существо, а следовательно, воля туриста, даже при умелом и правильном обращении и воздействии на лошадь, не всегда может быть воспринята ею, а требование безукоризненно исполнено. В то же время лошадь в любое мгновение может выполнить действия, нежелательные для туриста, по собственному побуждению либо под влиянием создавшейся обстановки. Нежелательные действия - удары копытами передних и задних конечностей, укусы зубами, поднимание на дыбы, резкие броски в сторону, вперед, резкие остановки на резвых аллюрах и т. д. - совершают и спокойные, хорошо выезженные лошади. Все это может привести к травмированию. Побудительными причинами нежелательных действий лошадей могут быть испуг, движения по инстинкту самосохранения и неумелые приемы обращения, недостаточные навыки управления лошадью при езде верхом и в экипаже. Поэтому необходимо не только безукоризненно знать требования по технике безопасности и неуклонно следовать им, но и выработать определенные, зачастую шаблонные, совершаемые автоматически движения и действия, привычные лошади; не следует применять приемы и действия, ей непонятные и пугающие ее. При этом главным залогом безопасности путешествий на лошадях становится самодисциплина, самое серьезное отношение к действиям по уходу за лошадью, при езде верхом и в экипажах. Требования по материально - техническому обеспечению безопасности. Лошади, используемые в конном туризме, должны быть здоровы, спокойны, добронравны, доверчивы к человеку, не пугливы. При обучении верхо вой езде на корде необходимо, чтобы лошадь была раскована на все четыре конечности. Место для обучения верховой езде должно быть огорожено, с мягким грунтом и не иметь посторонних предметов, могущих травмировать всадника как при езде, так и при падении, не иметь впадин, на которых в сырую погоду грунт может быть скользким. Местность с мягким, но не топким и скользким грунтом, выделенная для занятий в поле, не должна быть значи тельно удалена от конюшни. Участок поля, предназначенный для обучения, должен быть свободным от камней и валунов, не быть сильно пересеченным. Подъездные пути не должны проходить вдоль автомагистралей с оживленным движением и через железнодорожные переезды. Трассы маршрутов должны быть маркированы. Марки (указатели направления движения) на летних маршрутах должны быть расположены так, чтобы всякая развилка тропы сопровождалась указателем направления движения. Желательно, чтобы в непосредственной близости от марки просматривалась следующая. На зимних маршрутах от марки (вехи) должны просматриваться две следующие. Это необходимо на случай внезапного снегопада, ограничивающего видимость. Разрешается использовать только исправные экипажи (сани), упряжь и снаряжение для верховой езды. С особой тщательностью нужно ежедневно проверять исправность удил, поводьев, вожжей, подпруг и приструг, путлищ и стремян. Седло кавалерийского образца для езды в гористой местности должно быть укомплектовано подхвостьем. На трассах маршрутов не следует использовать предохранительную обувь (ногавки и др.) и бинтовать ноги лошади. Нарушение целости обуви и бинтов может быть причиной падения лошади, что очень опасно для туриста, особенно при движении с преодолением водных преград и топких мест. Длина оглобель должна быть такой, чтобы полностью исключать возможность доставания задними ногами лошади передней оси экипажа или передка саней. Экипажи должны иметь тормозное устройство. Турист, управляющий лошадью в упряжи, должен оборудовать себе место для сидения так, чтобы, не возвы шаясь излишне высоко, хорошо видеть дорогу и возможные помехи движению. Ноги при этом должны иметь возможность упора в переднюю часть экипажа (саней), но быть свободными, чтобы можно было в любое время выйти из экипажа (саней). Личная экипировка туриста может быть произвольной, но удобной для верховой езды. Во избежание потер тостей брюки и нижнее белье не должны иметь грубых швов с внутренней стороны. Разрешается езда только в сапогах. Сапоги должны свободно входить и выходить из стремени (рис.30). Запрещается езда в обуви с рифленой подошвой, препятствующей немедленному освобождению ноги из стремени в необходимых случаях (рис.31). Запрещается езда в мягкой обуви, позволяющей прохождение ступни через стремя вперед (рис.32). Желательно, чтобы ногти рук туриста были коротко острижены. Длинные ногти, запутываясь в гриве, обламываются, кроме того, они могут быть помехой при перехвате повода на более короткий. Требования безопасности при уходе за лошадьми. Турист, которому поручается уход за лошадью, дол жен обращаться с ней ласково, не делать резких, порывистых движений, лакомство можно давать на открытой ладони с сомкнутыми пальцами. К лошади следует подходить, окликнув ее, всегда с левой стороны. Если лошадь стоит слева, нужно сказать: "Прими" - и проходить в образовавшийся проход; не следует подходить к лошади сзади, протягивать руки и касаться тела лошади. Лошадь обходят спереди. Если необходимо поднять лежащую лошадь, то нельзя ее пугать, а, окликнув, надо дать ей возможность самой спокойно подняться. Прежде чем выполнять какие - либо действия около лошади, нужно надеть на нее оголовье и привязать. Лошади при чистке, осмотре копыт и оседлывании должны быть привязаны так, чтобы исключалась возможность удара задними ногами другой лошади и человека, обслуживающего ее. Запрещается выполнение каких бы то ни было работ по уходу за лошадью во время кормления. При чистке следует стоять сбоку лошади вполоборота к ней, следить за поведением лошади и не применять грубых приемов чистки, беспокоящих лошадь. Скребница используется только для очистки щетки. Для осмотра и очистки копыт лошадь следует привязывать коротко и использовать только рекомендованные приемы осмотра. Оседлывают только коротко привязанную лошадь. При подтягивании подпруг даже очень добронравная лошадь, имеющая незамеченные наминки, часто выражает недовольство и может укусить седлающего, либо другую лошадь, либо находящегося поблизости другого человека. Проводку лошадей в колонне по одному совершают при дистанции не менее двух корпусов лошади (4-5 м). В этот момент запрещается подгонять идущую впереди лошадь взмахом руки, повода или хлыста. На кратковременных привалах турист может держать не более двух лошадей. Запрещается садиться и ложиться на землю, наматывать чумбур на руку и захлестывать его петлей. Спутывание лошадей на пастбище производят с левой стороны, накладывая путо сначала на правую, а затем на левую ногу; оголовье снимают после окончания спутывания. Стреноживание лошадей на пастбище производят с левой стороны, накладывая треногу сначала на правую переднюю, затем на левую переднюю и далее на левую заднюю ноги, после чего снимают оголовье. На свободную пастьбу лошадь выпускают, предварительно повернув ее головой в сторону, противоположную той, где находятся лошади. При снятии оголовья следят, выпустила ли лошадь удила изо рта. Убедившись в последнем, снимают оголовье полностью, освобождают шею от чумбура и спокойно отходят от лошади. Перед взятием лошади с пастбища на нее прежде всего надевают оголовье и взнуздывают. Освобождение лошадей от пут и треног производят в последовательности, обратной спутыванию и стреноживанию. Не рекомендуется поручать туристам ловлю и забор лошадей из пригонов. Делая это неумело в гуще ло шадей, они могут быть травмированы. На турбазах туристы должны получать выделенных им лошадей привязанными к коновязям или в станках конюшен. В зимнее время для очистки копыт от намерзшего навоза и льда используют специальный молоток. Запре щается выполнять эту работу топором и другими острыми предметами. Запрещается грубо обращаться с лошадью, дразнить ее, замахиваться поводом, пугать; категорически недопустима жестокость при наказании лошади. Требования к действиям туриста во время езды на лошади. Перед посадкой на верховую лошадь нужно каждый раз проверять натяжение подпруг и, если это необходимо, подтягивать их, проверять, взнуздана ли лошадь. Езда на невзнузданной лошади категорически запрещается. При езде на лошади верхом турист должен сохранять прочную посадку на любом аллюре, не распускать поводьев, не терять управление лошадью и быть готовым в любую минуту применить необходимые приемы управления в соответствии со сложившейся ситуацией. Запрещается: - садиться на лошадь, если в пристругах нет двух запасных отверстий; - садиться на лошадь с правой стороны; - садиться на лошадь, привязанную чумбурным ремнем, либо при неперекинутых на шею поводьях, а также при несобранных, болтающихся поводьях; - выпускать повод из рук, бросать его на шею лошади, закреплять к седлу, наматывать повод на руку, помещать под колено и т. п.; - езда при очень коротком стремени, смещающем колени вверх, при длинном, болтающемся стремени, а также помещать ноги между ремнями путлища; - движение с дистанцией меньшей чем один корпус лошади, поворачивать лошадь задом в направлении на ходящихся вблизи людей и лошадей; - бить и дергать лошадей поводом, возбуждать их другими средствами, поднимать на дыбы; сознательно уве личивать дистанцию с целью догнать впереди идущую лошадь рысью или галопом; обгонять лошадей, идущих впереди, если это не вызвано необходимостью, и совершать иные действия, не предусмотренные программой движения; - засовывать руки в карманы, а хлыст в сапог; - провозить в карманах острые, режущие и колющие предметы, которые могут травмировать при падении; - езда на больных, хромающих лошадях, с травмированными спиной и холкой; - езда с хлябающей подковой. В движении и на остановках категорически запрещается хаотическое скопление лошадей. При необходи мости сосредоточения всадников на остановке колонна перестраивается в шеренгу. Ворота и калитки дверного типа должны быть открыты полностью. Движение через неполностью открытые ворота и калитки запрещается. При прохождении створа ворот, закладывающихся жердями, головной всадник должен спешиться и освобо дить проход. Запрещается движение через поваленные жерди таких ворот. Замыкающий всадник восстанавливает целостность ворот. При движении по лесу не следует отводить лошадь от дерева, упираясь в него рукой; необходимо следить за высотой ветвей, оберегая голову. Вьючную лошадь следует вести либо держа ее повод в правой руке, либо привязанную за хвост подседельной. Запрещается при этом наматывать повод вьючной лошади на руку, захлестывать петлей, связывать с поводом подседельной и привязывать к лукам седла. При совершении лошадью движений по собственному побуждению - переходе на более резвый аллюр - необходимо спокойно, уверенно и энергично набрать повод и пресечь ее инициативу в самом начале. Позднее это сделать значительно труднее. Если лошадь вышла из подчинения, необходимо стараться удержаться в седле и остановить ее, совершая движение по кругу. Руководитель похода (инструктор) обязан немедленно оказать помощь туристу, перехватить его лошадь. При езде в экипажах (санях) во время движения запрещается покидать их обоим седокам одновременно, выпускать вожжи из рук, наматывать их на руки, привязывать вожжи либо оборачивать их вокруг ноги и т. п. Если лошадь переступила ногой через вожжи, нужно тотчас остановить ее; турист, сидящий с левой стороны, должен выйти из экипажа (саней), отстегнуть необходимую пряжку вожжей, исправить их положение, снова пристегнуть конец вожжей к кольцу удил и продолжать движение. Если сани накренились набок, следует сократить движение лошади, можно остановить ее, выровнять сани, перемещаясь в санях, и продолжать движение. Когда лошадь в упряжке выходит из повиновения и увеличивает скорость, нужно тотчас энергично принять ее на вожжи, свернуть в сторону с дороги, чтобы не совершить наезд на идущих впереди, продолжать движение по кругу до тех пор, пока руководитель похода (инструктор) не окажет необходимую помощь. В любой неблагоприятной ситуации не следует покидать экипаж (сани). Прежде чем выйти из экипажа (саней), необходимо остановить лошадь. Железнодорожный переезд туристы переходят с дистанцией на один корпус лошади; меры предосторож ности обязан соблюдать каждый всадник. Руководитель похода (инструктор) организует прохождение переезда, убедившись в безопасности движения, учитывая дорожные знаки, световую и звуковую сигнализацию, положение шлагбаума и после согласования с дежурным по переезду; обязан лично обеспечить безопасное движение туристов через переезд. Пересекать железнодорожные пути вне переездов запрещается. В зимнее время необходимо внимательно следить за состоянием лица, рук и ног и не допускать случаев обморожения, переохлаждения и перегрева от ходьбы пешком и в теплой одежде во избежание простудных заболеваний. Руководитель похода (инструктор) обязан предупреждать о приближении к опасному участку трассы маршрута и кратко информировать туристов о необходимости дополнительных действий по управлению ло шадью и мерах обеспечения безопасности движения. На этих участках от туристов требуется большая внимательность и строжайшая дисциплина. Все туристы должны знать, что руководителю похода предоставлено право прекращать движение, изменять маршрут на запасный, возвращаться на основные и промежуточные базы или в ближайшие населенные пункты при резком ухудшении погоды, во время стихийных бедствий и при других обстоятельствах, делающих дальнейшее движение по маршруту опасным. В заключение этого раздела хотелось бы еще раз напомнить, что лошадь - существо ласковое и чуткое, покорное и исполнительное. Такие качества выработаны ее многовековым общением с человеком. В то же время физически это очень сильное животное, наделенное природой мощными средствами защиты от врагов: зубами и копытами и удивительно быстрой реакцией. Человек всегда использовал и развивал нужные ему свойства животного себе на пользу и не допускал применения им средств защиты. Такова и ваша задача. Общаясь с лошадью, будьте уверены в себе, в правильности своих действий, спокойны и доверчивы, не бойтесь лошади - и она не станет бояться вас. Не делайте резких, порывистых движений. Все движения должны быть плавными, спокойными, даже несколько замедленными и как бы безразличными по отношению к лошади и к тому, что вы в данный момент делаете. Все это животное сразу почувствует, ситуация тревоги и оборонительные реакции его исчезнут, и прочный контакт человека и лошади как компаньонов, делающих каждый свое дело, будет обеспечен. А вместе с этим контактом придет и гарантия вашей безопасности. Скачи, мой конь, во весь карьер, Р. Гамзатов
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |