пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «КОННЫЙ ТУРИЗМ» Путешествия в экипажах и санях | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Путешествия в экипажах и саняхПутешествия в экипажах и санях посильны и доступны каждому желающему, они требуют значительно меньшей специальной подготовки и отличаются более высокой комфортностью. В такое путешествие проще отправиться всей семьей, можно взять больше необходимых для отдыха вещей, а желание поездить верхом на лошади может быть удовлетворено на дневках. Подготовка к путешествиям в экипажах и санях на турбазах заключается в ознакомлении с техническим обеспечением, средствами управления лошадью и в проверочной практической езде по пересеченной местности. Экипажи. Все виды двухосных экипажей имеют дышловое или оглобельное упряжное устройство, передний и задний ход, соединение их и кузов. Экипажи для конного туризма должны быть легкими на ходу, устойчивыми, поворотливыми, гибкими и иметь определенную независимость ходов. Легкость на ходу зависит от устройства самого экипажа и частично обеспечивается регулярным смазыва нием осей. Устойчивость экипажа - очень важное свойство, обеспечивающее высокую проходимость по грунтовым просе лочным дорогам, особенно мало наезженным. Устойчивость определяется наивысшим углом поперечного наклона, при котором экипаж не опрокидывается. Угол наклона (устойчивости) экипажа для конного туризма должен быть не менее 40°. Устойчивость зависит от ширины колеи (хода) - чем шире колея, тем устойчивее экипаж; от высоты расположения кузова и радиуса колес - чем ниже расположен кузов и чем меньше радиус колес, тем устойчивее экипаж. Поворотливостью называется способность экипажа делать крутой поворот на возможно меньшей площади. Поворотливость зависит от диаметра передних колес, длины передней оси, расстояния между передней и задней осями и длины дышла или оглобель. Наибольшую поворотливость имеют экипажи с малым радиусом передних колес, которые при повороте переднего хода обычно полностью подкатываются под дно кузова, а угол поворота в этом случае составляет 90°. Гибкость - это способность дышла пароконного экипажа или оглобель одноконной повозки подниматься и опускаться. Для возможности перехода повозки через канавы и бугры передний ход должен быть соединен с задним таким образом, чтобы дышло или оглобли могли изменять свое положение относительно горизонтальной линии. Для конного туризма пригодны экипажи с подъемом и опусканием оглобель не менее 45°. Независимость ходов - это способность экипажа получать наклон передней оси хода независимо от задней оси хода. Угол независимости ходов должен быть не менее 10°. В настоящее время на турбазах используются повозка легковая рессорная одноконная, тарантас полурессор ный одноконный и дрожки легковые с плетеным кузовом. Эти экипажи полностью отвечают требованиям туризма, в них легко размещаются два - три туриста и весь туристский груз, включая зернофураж для кормления лошадей в походе. Различия между данными экипажами незначительны. Кузов повозки легковой рессорной имеет вогнутую фор му, опирается жесткой передней подушкой на переднюю ось и двумя листовыми рессорами на заднюю ось. Для удобства туристов кузов оборудован спинкой, поручнями, подножками и щитками для защиты от грязи. Кузов тарантаса, чаще плетенный из прутьев, имеет два сиденья, переднее и заднее. Сзади кузов поставлен на две эллиптические рессоры, прикрепленные к задней оси. Тарантас оборудован поручнями, подножками и щитками. Дрожки легковые с плетеным кузовом могут быть подрессоренны либо без рессор. Амортизация в последнем случае за счет прогиба шести продольных дрожин, из которых состоит платформа дрожек. Экипажи на турбазах оборудуют съемными простейшими тормозными устройствами различной конструкции, которые монтируются для торможения заднего колеса (колес) на крутых спусках Упряжное устройство экипажей, используемых для туризма, оглобельное. Оно включает пару оглобель с тя жами, крепящимися на переднюю ось и служащими для придания жесткости при поворотах. Поворотливость этих повозок максимальная - 90°. Сани. Для конного туризма используются сани одноконные, окованные, с подрезами. Сани в 1,5-2 раза легче на ходу, чем повозки. Лучшими для многодневных походов являются двухместные сани - кошовки с плетеным кузовом. Упряжь одноконная. В комплект одноконной упряжи входят: узда с поводьями, хомут с гужами, дуга, седелка с подпругой, шлея, чересседельник с подбрюшником 6 и вожжи. Хомут - основная часть упряжи. Он состоит из двух (правой и левой) клещей, хомутины, пары подушек, по крышки, двух гужей с кольцами для вожжей, супони, горта и подкладки. Клещи хомута являются его основой, определяют размер и форму. Хомутина, обращенная к лошади, изгото вляется из конусообразно сложенной соломы, обшитой кожей. Она должна быть на 2 см выше клещей, иначе клещи будут натирать лошади шею. Клещи имеют отверстия для прикрепления гужей. Гужи представляют собой широкие сыромятные ремни, сложенные вчетверо по длине. Они служат для передачи тягового усилия от хомута через оглобли на повозку. Клещи хомута стягиваются и завязываются скрученным сыромятным ремнем - супонью. Сверху клещи постоянно закреплены спойным ремнем. Клещи имеют покрышку. Правильно подобранный хомут должен занимать такое положение: вверху опираться на гребень шеи лошади у начала холки, по бокам лежать на мускулатуре впереди ости лопатки над плечелопаточным сочленением, в нижней части проходить у основания шеи. Короткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя дыхание, длинный - низко опускаться у плечелопаточного сочленения на грудь, а поднятый чересседельником - далеко заходить на холку. Широкий хомут также нежелателен, поскольку он будет заходить далеко назад к остям лопаток; поднятый чересседельником, такой хомут вместе с дугой и оглоблями может смещаться в одну из сторон при езде рысью. Седелка нужна для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель. Она служит блоком, на который помещается чересседельник. В туристских походах желательно использовать так называемую "горбатую" седелку, которая практически не травмирует холку и спину лошади. Подпруга фиксирует положение седелки. Дуга скрепляет гужи хомута с оглоблями. Она должна быть упругой и прочной, достаточной высоты. В центре верхней части дуга имеет кольцо для продевания повода, а на концах с наружной стороны - выемки, прилегающие к оглоблям при запряжке. Шлея служит для удержания хомута от сползания на шею при торможении повозки, на спусках и при осажи вании. Шлея состоит изободового ремня с пряжками, идущего от хомута вокруг туловища лошади, от левой стороны хомута к правой; продольного ремня, расположенного вдоль спины до крупа; поперечных ремней, соединяющих ободовый и продольный ремни; мочковых ремней, которые застегиваются на оглоблю и тем самым не позволяют шлее смещаться на одну сторону, и откосных ремней, идущих от заднего конца продольного ремня к ободовому. Шлея по глубине должна опускаться ниже седалищных бугров лошади. Расположенная выше, шлея свали вается при движении на бок, более глубокая затрудняет лошади движение при спусках. Нормальной считается длина шлеи, при которой между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная на ребро. Тесная шлея будет мешать движению лошади, вызывать потертости, очень свободная перестанет функционировать, так как хомут сместится далеко по шее лошади. Чересседельник служит для поддержания через седелку веса хомута, дуги и оглобель на спине лошади, фиксирует оптимальное положение запряжки и перераспределяет часть тягового усилия на спину лошади. Подбрюшник является вторым элементом фиксации оптимального положения запряжки. Чересседельник и подбрюшник представляют собой два ремня, соединенные кольцом, и одеваются на оглоблю петлей чересседельника. Степень поднятия оглобель чересседельником должна быть такой, чтобы между хомутиной и шеей лошади свободно помещалась ладонь. Более высокое поднятие запряжки будет затруднять дыхание лошади, при малом поднятии запряжка будет болтаться, мешать движению лошади и травмировать ей спину и холку. Вожжи должны быть прочными и удобными для управления лошадью. Этим качествам отвечают вожжи из прочной мягкой тесьмы с ременными концами и пряжками для пристегивания к кольцам удил. Вожжи с карабинами непрактичны, так как в некоторых ситуациях карабины могут разгибаться. Оглобли делают из легкого и прочного дерева. Длина их должна быть такой, чтобы задние ноги лошади не доставали переднюю ось хода либо головку саней на спусках. Это имело бы очень неприятные последствия. Излишняя длина оглобель нежелательна. Правая и левая оглобли должны быть одинаковой длины. На концах оглобель устанавливают ограничители из нескольких слоев ремня. На концах дуги, выше и ниже выемки, прилегающей к оглобле, делают набойки из кожи. Такие набойки способствуют лучшей фиксации дуги и продлевают срок ее службы. К упряжной лошади в оглоблях может быть припряжена пристяжная, и тогда одноконная упряжка превратится в пароконную. Для этого к экипажу (саням) с левой стороны на кронштейне с тягой к кузову крепится валек. Сбруя для пристяжной лошади состоит из следующих частей: шорка, пристяжная узда с чумбуром, пристяжная шлея, трок, пристяжная подпруга с кольцом, постромки, неободное кольцо и привожжек. Узда для пристяжной отличается расположением пряжек подбородного ремня (с правой и левой стороны) и способом крепления чумбура. Кольцо чумбура свободно помещается на ремне, соединяющем кольца удил. Чумбур предназначен для привязывания пристяжной к петлям гужей хомута коренника на расстоянии, необходимом для бега пристяжной "наотлет". Шорка у пристяжной лошади выполняет функции хомута. Она состоит из двух широких ременных полос с под кладками - нагрудной и настрочной, соединенных двумя кольцами. Обе полосы соединяются поддерживающим ремнем. К кольцам шорки на пряжках пристегиваются постромки - ременные ленты, через которые передается тяговое усилие на валек повозки. Шлея для пристяжной отличается от шлеи для одиночной запряжки тем, что имеет крестовиковый ремень с пристяжными карманами, через которые проходят постромки (вместо мочкового ремня для оглобель). Пристяжной трок (пристяжная седелка) крепится подпругой, имеющей кольцо, в которое продевается привож жек. Постромки изготовляют из сыромятной кожи, простроченной в 3-4 слоя. Они пристегиваются к большим кольцам шорки, а концы их с петлями надеваются на валек. Неободное кольцо поддерживает чумбур на определенной высоте. Ремень кольца пристегивают к большому кольцу шорки. Привожжек служит для управления пристяжной. Это - половина вожжей, один конец которых пристегивают к наружному кольцу уздечки пристяжной. При езде по глубокому рыхлому снегу парная запряжка с пристяжной в необходимых случаях может быть легко преобразована в парную запряжку цугом (гусем). Такое изменение требует включения в упряжь длинных и легких вожжей, шлевки для них с двумя кольцами, надеваемой на верхний горт шорки. При таком способе запряжки пристяжную лошадь помещают не сбоку коренника, а перед ним. Вожжи пропускают через кольца на гужах коренника между поперечными ремнями шлеи передней лошади, через кольца шлевки и пристегивают к кольцам удил передней лошади. Постромки фиксируют на гужи и оглобли коренника. В сбруе пристяжных можно использовать и легкие хомуты вместо шорок, хотя это и менее желательно, так как из хомута приходится удалять гужи и заменять их ременным кольцом (мочкой), к которому пристегиваются постромки.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |