пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «КОННЫЙ ТУРИЗМ» Техника управления лошадью | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Техника управления лошадьюТехника управления лошадью отрабатывается или проверяется на турбазах в открытых манежах, а затем на плацу на занятиях с группами туристов. В манеже группу принято называть сменой. Поскольку верховая езда группой по соображениям техники безопасности требует строжайшей дисциплины, на занятиях используют специальные команды. Команды состоят из двух частей: предварительной и исполнительной. Предварительная команда дает всаднику возможность сориентироваться, какой прием управления следует применить, а исполнительная, произносимая протяжно, дает возможность успеть выполнить прием. Команда на начало движения, переход на более резвый аллюр, на перестроение и т. п. сопровождается сло вом «марш». Например, «Шагом - ма - а - рш!». При переходе от более резвого аллюра к тихому протяжно произносится первая часть команды, а вторая («марш») опускается. Например: «Ша - а - гом!» - при переходе с рыси на шаг. Команды «Смирно!», «Повод» (внимание) и «Стой!» - односложны. Команда «Стой!» произносится протяжно. Если после остановки нужно продолжать движение тем же аллюром, что и до остановки, подается команда «Прямо!». При езде сменой необходимо соблюдать дистанцию, иначе впереди идущая лошадь может ударить задними копытами. Дистанцию определяет инструктор. Обычные дистанции - один - два корпуса лошади (2-4 м). Во время езды дистанция определяется следующим образом: при дистанции в два корпуса всадник, сидящий в положении правильной посадки, должен видеть копыта впереди идущей лошади, а при дистанции в один корпус - ее скакательные суставы. Прежде чем приступить к дальнейшему изложению, определим некоторые понятия, необходимые для вос приятия содержания этого раздела. «Сбор» и «постановление». «Сбор» лошади - это состояние уравновешенности, достигаемое подведением задних ног вперед, опусканием крупа, выгибанием поясницы и позвоночного столба в вертикальной плоскости и характеризующееся приподниманием шеи и головы со «сдачей» в затылке. «Сбор» лошади может осуществляться как на месте, так и в движении. Это состояние высшей уравновешенности довольно утомительно для лошади, и злоупотреблять им не следует. Состояние «сбора» выполняется лошадью под одновременным нажимом шенкелей и принятием ее на повод. «Постановление» - характерное смещение головы лошади при «сборе» в горизонтальной плоскости без из менения положения шеи и корпуса. При «постановлении» всаднику становится виден край глаза лошади стороны «постановления». Выполняется под действием повода стороны «постановления», который слегка набирается. Второй повод без изменения, шенкель стороны, противоположной «постановлению», удерживает зад лошади от смещения в эту сторону. Учебная и строевая рысь. При движении учебной рысью всадник глубоко сидит в седле, не облегчаясь, гасит толчки лошади сцеплением шлюсса с седлом и расслабленной поясницей. При этом не следует делать значительный упор в стремя, а только чувствовать его, чтобы не сделать посадку скованной. На строевой облегченной рыси всадник должен слегка привстать на стременах, в ритм движения лошади пода вая корпус вперед и вверх при плотно приложенных к седлу коленях, пропуская один толчок седалища о седло и опускаясь в седло в момент опирания о землю передней ноги лошади. Подниматься над седлом нужно как можно меньше. Припомните: в разделе о правильной посадке говорилось об оси вращения, проходящей через неподвижные колени. Это представление поможет правильно совершать движение на строевой рыси. Манежный и полевой галоп. На манежном галопе следует сохранить посадку как на учебной рыси, сидя в седле, а корпус слегка наклонить вперед и несколько внутрь движения; поясница при этом прогнута, толчки от движения лошади гасятся поясницей, прочность посадки обеспечивается шлюссом, седалище не должно отрываться от седла. На полевом галопе следует усилить упор в колено и стремя и подать корпус вперед, приподнять седалище над седлом. Начало движения. Перед началом движения нужно «собрать» лошадь, корпус подать слегка вперед и одновременно с нажимом обоих шенкелей слегка отдать повод. Команда: «Смена, шагом - марш!». Движение шагом. При движении шагом надо поводом указывать лошади направление движения, а шенкелями контролировать прямолинейность движения и его темп. Движение рысью. Для того чтобы заставить лошадь двигаться рысью, нужно усилить действие шенкелей легким нажимом, либо резким импульсивным сжатием, либо серией таких сжатий (в зависимости от чувствительности и выезженности лошади и опытности всадника) и тотчас же отдать повод несколько больше, чем на шагу, не допуская тем не менее его провисания. При езде сокращенной рысью следует вести лошадь в шенкелях при мягком упоре ее в повод. Скорость движения регулируется поводом и шенкелем. При езде прибавленной рысью необходимо сильнее высылать лошадь вперед шенкелями на повод, который отдается больше, что позволит лошади вытянуть шею вперед, не опуская головы. Переход с шага на рысь совершается всегда на учебной рыси, сидя в седле. На строевую рысь всадник переходит после нескольких темпов учебной, если это предусмотрено командой. Команды: «Учебной рысью - марш!» и «Рысью - марш!». Если в команде не предусмотрен вид рыси, это означает, что ехать нужно строевой рысью, облегчаясь под внутреннюю ногу. Движение на повороте. Для выполнения поворота необходимо усилить нажим шенкеля стороны поворота (ось поворота), набрать повод стороны поворота, противоположный повод переместить несколько в сторону поворота, не ослабляя его натяжения, и посылать лошадь толчками второго шенкеля, который отойдет слегка назад. Ошибки: всадник тянет повод стороны, противоположной повороту, либо бросает его. Движение на заездах. Движение на заездах (упражнениях в поворотах) служит для ускорения освоения средств управления. Для успешного освоения средств управления достаточно отработать движения на вольту, полувольту, серпантине и переменах направления. Вольт - движение по окружности диаметром 6-8 м. Управление лошадью как на повороте, только затянув шемся. После описания полной окружности движение продолжается в том же направлении. Полувольт - движение как и на вольту, но в положении, когда лошадь, пройдя 3 / 4 окружности, находится пер пендикулярно к стенке манежа, начинается поворот и движение в противоположную сторону. Серпантин - движение от одной стенки манежа к другой. В отношении управления лошадью это серия движений по прямой и по полуокружностям. Перемены направления могут быть через середину манежа от короткой и длинной стенок и с угла манежа. При перемене с угла манежа, обычно от короткой стенки, стенка проходится полностью. Управление: повороты и прямая. Если перемены направления совершаются на строевой рыси, в середине манежа нужно сменить ногу облегчения. С этой целью нужно опуститься в седло и пропустить один темп движения. Команды на заезды: «Вольт налево (направо) - марш!», «Направо (налево) назад - марш!» - для движения на полувольту, «Перемена направления через середину (с угла манежа) - марш!». Движение на всех заездах совершается при глубокой посадке в седле. Движение галопом. Галоп самый приятный и желанный для всадника аллюр. Чтобы лучше понять действия по управлению лошадью на галопе, напомним: это аллюр трехтактный, что отчетливо слышно при движении лошади на жестком грунте. Напомним также последовательность этих ударов: вначале задняя нога, потом диагональ второй задней ноги и вторая передняя нога, а третий момент - перенос веса лошади на эту переднюю ногу. Затем момент свободного подвисания, при котором все четыре ноги лошади находятся в воздухе. Для выполнения первого такта галопа задние конечности лошади должны быть подведены ближе к центру тяжести. При определении рода галопа - с левой или правой ноги - всадник должен набрать соответствующий повод и сделать «постановление» в ту сторону, с какой ноги лошадь должна двигаться галопом. При этом второй повод сохраняет прежнее натяжение, а всаднику, сидящему на лошади прямо, должен быть виден край глаза лошади. Усиленное посылающее действие шенкеля противоположной стороны заставляет лошадь выносить нужную ногу вперед. При этом всаднику следует несколько сместить корпус (усилить давление на седло) той стороны, с какой ноги лошадь нужно поднять в галоп. Легче всего поднять лошадь в галоп с нужной ноги при движении в углу манежа. Если лошадь поднялась в галоп не с той ноги, идет контргалопом, следует перед очередным поворотом перевести ее на рысь и снова в углу манежа повторить подъем в галоп. На галопе всадник должен следить за тем, чтобы колено находилось как можно ниже, но не надо слишком сильно упираться коленями в седло, это может сковать посадку. Прочность посадки основывается на балансе, сцеплении колена и шлюсса. Это сцепление наиболее эффективно при расслабленной, прогнутой пояснице, гасящей толчки лошади. Команда: «Смена, галопом - марш!». Переходы из аллюра в аллюр. При переходе от галопа к рыси нужно набрать оба повода одновременно, но больше противоположной стороны, что затруднит вынос ноги движения, и одновременно принять лошадь на шенкель, равномерно, плавно сжав бока лошади шенкелями движением снизу вверх, а корпус слегка наклонить назад. Команда: «Рысью!». Движение продолжается учебной рысью. При переходе на шаг нужно усилить действие шенкеля и принять лошадь на повод равномерным, плавным движением кисти вниз - на себя - вверх. Команда: «Шагом!». Движение продолжается шагом в «сборе». Остановка. Команда «Стой!» может застать всадника в движении на любом аллюре. По этой команде нужно последовательно выполнить все элементы управления по переходу из аллюра в аллюр, на шагу корпус откинуть слегка назад, усилить действие шенкелей и набрать оба повода одновременно движением кистей сверху - вниз - на себя; разрешается при этом незначительный перевод поводом, например слева - направо - налево. Из состояния стойки в «сборе» может последовать команда «Прямо!». Это означает, что нужно двигаться в том же направлении и тем же аллюром, что и до команды «Стой!». Если же последует команда «Вольно!», нужно тотчас ослабить действие шенкеля и отдать лошади повод на всю его длину, чтобы она могла опустить голову и вытянуть шею. Осаживание. При осаживании лошадь двигается не вперед, а назад, передними ногами ступая по следу зад них. Это трудное для лошади движение, и выполняет она его не особенно охотно. Сложно это движение и для управления. Для осаживания с места нужно прежде всего облегчить зад лошади подачей корпуса вперед, затем нажатием шенкелей и мягким набором поводьев осадить лошадь на несколько шагов; ослабив действие шенкелей и повода, остановить лошадь; снова осадить лошадь и т. д. Не следует злоупотреблять осаживанием. Команда: «Назад равняйся - марш!». Для осаживания лошади в движении ее необходимо предварительно остановить, зафиксировать положение стойки в «сборе" и приступить к осаживанию. Команда на прекращение осаживания: «Прямо!». По этой команде нужно продолжать движение на том же самом аллюре. Замечания. Описанные приемы управления лошадью могут показаться начинающему всаднику довольно сложными, а может быть, и невыполнимыми. Эта сложность кажущаяся, на деле все обстоит довольно просто, так как обучение верховой езде на турбазах проходит под руководством опытных инструкторов по специальной методике, последовательно и постепенно, от простого к сложному. Цель этого периода обучения - подготовить туриста к верховой езде в поле, а затем и по маршруту. Приобретенные в период обучения навыки, может быть, и не будут полностью использованы в путешествии по маршруту, но они совершенно необходимы. Например, на маршруте не придется двигаться галопом. Но кто может поручиться, что в какой - то непредвиденной ситуации лошадь под туристом сама не поднимется в галоп ? Всадник, знакомый с ощущениями движения на галопе и имеющий представление о технике остановки лошади с этого аллюра, в данном случае не растеряется. И не беда, если он остановит лошадь не по правилам и излишне энергично. При езде в смене лошади по стадному инстинкту двигаются друг за другом очень охотно, копируя путь впереди идущих и подражая им. Освоение техники управления лошадью не будет плодотворным, если в этот период удовлетвориться просто ездой на лошади, «кататься». Нужно всю инициативу по движению лошади взять на себя, управлять ею так, будто в манеже нет других лошадей. Это на первых шагах поведет к некоторой борьбе с лошадью, но вскоре она смирится, станет, например, заходить в углы манежа, а не срезать их, останавливать ся, не наткнувшись на хвост впереди идущей, а там, где этого потребовал всадник. Словом, чем больше придется поработать в период обучения, тем приятнее и безопаснее будет путешествие. Способность принимать самостоятельные решения по управлению лошадью очень хорошо развивается при езде врозь. Команда: «Шагом (рысью) ездой врозь - марш!». По этой команде все всадники должны продолжать движение на заданном аллюре в любом избранном ими направлении, самостоятельно управляя лошадью. Заметим, что лошади неохотно удаляются от других лошадей, а стараются пристроиться в хвост другой лошади. Не нужно позволять им это делать, следует заставить двигаться только в указанном направлении и как можно чаще менять его. Во избежание столкновений во время езды врозь нужно запомнить основное правило: всадники, едущие встречным курсом, минуют друг друга всегда справа (встречаются левым плечом). Несоблюдение этого пра вила может привести к столкновению. Команда на прекращение самостоятельной езды: «Смена, по головному направо (налево) шагом (рысью) - марш!».
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |