пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ • Признаки экскурсииОГЛАВЛЕНИЕ


 Экскурсоведение 

Признаки экскурсии

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. «Существенные признаки предмета — это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных».

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Общими признаками для всех экскурсий являются:

  • Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток
  • Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов)
  • Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию
  • Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения
  • Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту
  • Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы
  • Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

— у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников

— у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах

— у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов)

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином — «гидизм» — бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида — это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела

Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит ученый экскурсионист М. П. Анциферов: «Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий». Ученый приходит к выводу, что гидизм — злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии».

Выводы. Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека. Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии — высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Читать на тему:

  • «История международного и отечественного туризма»
  • «История туризма как учебная дисциплина»
  • «Туризм»

  • БИБЛИОТЕКА

    Предисловие
    Введение
    Экскурсоведение как наука
    Сущность экскурсии
    Экскурсия как вид деятельности
    Экскурсия как форма общения
    Функция и признаки экскурсии
    Признаки экскурсии
    Экскурсионный метод познания
    Экскурсия как педагогический процесс
    Элементы психологии в экскурсии
    Индуктивный и дедуктивные методы познания в экскурсиях
    Воображение на экскурсиях
    Логика в экскурсиях
    Классификация экскурсий
    Тематика и содержание экскурсий
    Показ в экскурсии
    Виды показа в экскурсии
    Особенности показа на экскурсии
    Показ, как реализация принципа наглядности
    Рассказ в экскурсии
    Трансформация устной речи в зрительные образы
    Особенности рассказа на экскурсии
    Сочетание показа и рассказа в экскурсии
    Пути совершенствования экскурсионной методики
    Требования экскурсионной методики
    Пути совершенствования экскурсионной методики
    Технология подготовки новой экскурсии
    Составление маршрута экскурсии
    Методика проведения экскурсий
    Техника ведения экскурсий
    Экскурсовод – профессия
    Личность экскурсовода
    Экскурсоводческое мастерство
    Умения и навыки экскурсовода
    Речь экскурсовода
    Внеречевые средства общения









    Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!