пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ • Показ в экскурсииОГЛАВЛЕНИЕ



 Экскурсоведение 

Показ в экскурсии

Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета. Показ на экскурсиях — многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта — это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.

Показывать — значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. Создатели экскурсии, разрабатывая тему, должны учитывать предмет показа, цель показа и как полно раскрывается тема экскурсии.

Показ вырастает из таких действий человека, как созерцание и осмотр. Если при созерцании и осмотре никто не демонстрирует объект, отсутствует руководитель, то возникает пассивность восприятий предметов зрительного ряда.

Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками. Каждый человек без посторонней помощи может осматривать внешний вид жилого дома или улицу, памятник, знакомиться с экспозицией музея или произведениями живописи в картинной галерее. внимательный взгляд на объект, без подсказки и руководства со стороны осмотр объекта под руководством квалифицированного специалиста, проводится по определенной методике

Различие осмотра и показа состоит в том, что при осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника. При показе же он видит не только памятник, но при помощи экскурсовода различает разные стороны, части, внешние особенности объекта, принимает участие в их анализе. Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

  • самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей
  • показа под руководством экскурсовода других приемов (например, в исторической экскурсии объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. Ведется показ не только стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей, но и того, что скрыто за стенами здания — комнат, лестниц, коридоров, их убранства, быта, жизни людей, населявших дом в обозреваемое время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа и рассказа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое происходило внутри здания, вблизи него)
  • ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»

Существует сюжетный и бессюжетный показ объекта. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Что касается пейзажа, натюрморта и портрета, то они обычно не имеют сюжета. Сюжет в произведениях изобразительного искусства воплощается через определенный момент действия. Например, в остросюжетной картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображен лишь один исторический момент — подготовка к казни. И в то же время, наблюдая картину, зритель знает, что произошло до этого момента (стрелецкий бунт). Кроме того, он знает, чем это закончилось (казнью стрельцов), хотя сцена самой казни художником не изображена. Сюжетные произведения в искусстве относятся, как правило, к историческому и бытовому жанрам. Умение экскурсовода показать ступени события помогает зрителю воспроизвести прошлое так, что оно отражается в его сознании, как в зеркале, поражает своей значительностью и вызывает эмоции.

У любого сюжетного показа на экскурсии есть свои действующие лица. Для них характерны действия. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов: они лучше запоминают памятники, усваивают суть событий, связанных с ними, и сам по себе рассказ становится конкретнее. Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

  • 1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами
  • 2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке)
  • 3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину
  • 4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте
  • 5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события

Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий В понятия условия показа, входят:

  • а) правильно выбранные точки показа
  • 6) время, более выгодное для показа; в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы
  • г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов
  • д) умения и навыки экскурсовода
  • е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов

Существуют особые условия показа архитектурных объектов. Например, показывая архитектурный памятник, не следует подходить к нему с фасада, так как восприятие памятника экскурсантами будет плоскостным и живописным, а не архитектурным. К памятнику нужно подойти с боку так, чтобы была видна его трехмерность (длина, высота, глубина). К храму Василия Блаженного, например, нельзя подходить утром солнечного дня с севера — со стороны Исторического музея. «Сильное освещение убьет трехмерность памятника, погасит его краски, сотрет линии, сделает его почти силуэтом». Чтобы почувствовать архитектурные особенности, ритм кругового движения храма Василия Блаженного, экскурсанты должны обходить его кругом и т. д. Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии.

Использование ступеней в показе обеспечивает нарастание впечатлений, подводит к обобщениям и выводам. Но не на всех экскурсиях можно проводить показ, поднимаясь по названным ступеням. Например, имеет особенности показ объектов, находящихся в отдалении от экскурсантов, на горизонте. Для этого характерен панорамный показ города, это же применимо и к наблюдению архитектурного ансамбля. Чтобы воспроизвести его в сознании, экскурсантам приходится бросить на него несколько взглядов. Сумма этих взглядов дает представление о внешнем облике объекта. Направление взглядов определяют методические советы экскурсовода и ход мыслей экскурсанта.

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов (зданий и сооружений), а также общего вида местности, парков, садов, полей сражений, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой. Задача экскурсовода — помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга. Важно, чтобы экскурсанты представили размеры и объемы объекта. Для этого на наблюдаемой местности выделяют какой-то другой объект, который экскурсанты используют как масштаб измерения: дерево, здание, колокольню, человека. Во всяком объекте есть главное и второстепенное. Экскурсовод выделяет главное, отбрасывает второстепенное, менее существенное.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: а) активные действия руководителя (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсантам разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействия на аудиторию. Одни даются до встречи с экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта, когда памятник находится в поле их зрения. Третьи — даются в конце наблюдения с целью сообщить методику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разделить на несколько групп:

  • ориентирующие экскурсантов на определенные части или детали объекта (по времени — до наблюдения)
  • направляющие внимание экскурсантов на определенный объект
  • рекомендующие сравнить данный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения)
  • разъясняющие особенности объекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения)
  • выделяющие объект из ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка)
  • предлагающие сделать выводы на основе своих наблюдений

Важное значение приобретает предварительное изучение особенностей объектов. В градостроительной экскурсии такой показ заставит объекты «заговорить» особенностями своей конструкции, в которых реализовался замысел архитектора. Чтобы это произошло при показе объектов, необходимо учитывать их признаки — размеры, объемную форму, назначение при возведении, функции, выполняемые в настоящее время, окраску.

Читать на тему:

  • «История международного и отечественного туризма»
  • «История туризма как учебная дисциплина»
  • «Туризм»

  • БИБЛИОТЕКА

    Предисловие
    Введение
    Экскурсоведение как наука
    Сущность экскурсии
    Экскурсия как вид деятельности
    Экскурсия как форма общения
    Функция и признаки экскурсии
    Признаки экскурсии
    Экскурсионный метод познания
    Экскурсия как педагогический процесс
    Элементы психологии в экскурсии
    Индуктивный и дедуктивные методы познания в экскурсиях
    Воображение на экскурсиях
    Логика в экскурсиях
    Классификация экскурсий
    Тематика и содержание экскурсий
    Показ в экскурсии
    Виды показа в экскурсии
    Особенности показа на экскурсии
    Показ, как реализация принципа наглядности
    Рассказ в экскурсии
    Трансформация устной речи в зрительные образы
    Особенности рассказа на экскурсии
    Сочетание показа и рассказа в экскурсии
    Пути совершенствования экскурсионной методики
    Требования экскурсионной методики
    Пути совершенствования экскурсионной методики
    Технология подготовки новой экскурсии
    Составление маршрута экскурсии
    Методика проведения экскурсий
    Техника ведения экскурсий
    Экскурсовод – профессия
    Личность экскурсовода
    Экскурсоводческое мастерство
    Умения и навыки экскурсовода
    Речь экскурсовода
    Внеречевые средства общения









    Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!