пятигорск | традиции добрососедства
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Традиции добрососедстваОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

Традиции добрососедства

Курортный город является достаточно специфическим муниципальным образованием, в котором на одной территории соединены две конфликтующие между собой составляющие – курорт и городское поселение. Их конфликт заключается в том, что:

а) жизнедеятельность населения всегда негативно отражается на состоянии окружающей среды;

б) потребности и интересы населения часто не соответствуют или даже идут вразрез с потребностями и интересами курорта;

в) во время кризисных ситуаций в экономике город может выбрать путь выживания, несовместимый с задачами развития курорта и ведущий к разрушению курортной инфраструктуры.

А тем временем перед городским населением, как правило, стоит задача удовлетворения потребностей курортной публики в продовольствии, наборе определенных услуг и т.д. Также к городскому поселению объективно предъявляются более жесткие требования добрососедства, касающиеся благоустройства, санитарного состояния, а также культурного уровня и нравов населения.

Два города на территории крупнейшего курорта Российской Империи – Кавказских Минеральных Вод – Пятигорск и Кисловодск – еще в ХIХ веке столкнулись со всеми этими проблемами. Кроме того, характерной особенностью двух курортных городов являлось то, что они исторически являлись многонациональными и многоконфессиональными. В связи с этим возникает вопрос: мешала ли данная особенность успешному решению названных проблем, или же наоборот, способствовала ему.

Уже в 1830-х годах в Пятигорске, который являлся экономическим центром для достаточно большой округи и достаточно известным курортом, проживали купцы и ремесленники различных национальностей. В то время в городе зафиксирована армянская община. В 1836 году планировалось возвести армянскую церковь. Проживали в Пятигорске и ссыльные поляки. Уже в 1844 году представителями польской общины был построен римский католический дом, который является старейшим из сохранившихся культовых зданий города. В Кисловодске нерусское население (армяне, греки, грузины и др.) появилось несколько позднее – примерно в 1860-1870-х годах, в связи с экономическим развитием курортного поселения.

По данным переписи 1885 года в Пятигорске насчитывалось 12329 человек, из которых православного исповедания было 11240 человек, армяно-григорианского — 352 человека, католического – 552 человека, протестантского – 20, еврейского – 144 и магометанского – 3.

Гораздо более значительное многообразие национального состава мы видим в начале ХХ века. По данным 1912 года в Пятигорске проживало 27,3 тысячи человек, из которых армян было 1733 человека, поляков – 1148, немцев – 736, грузин < 496, евреев – 210, проживали также кумыки, осетины, персы (только мужчины), горские татары, кабардинцы, ингуши. В Кисловодске проживало армян – 760, грузин – 680, поляков – 136, кабардинцев – 111, персов – 64 (мужчин и женщин), а также кумыки, немцы, французы, осетины, евреи, ингуши, татары горские и др.

Нельзя сказать, что за каждым народом в курортных городах КМВ была четко «определена» какая-либо одна сфера занятий, однако у представителей различных народов были определенные предпочтения в выборе занятий. В этом отношении наблюдалось некоторое «разделение труда» между представителями различных национальностей.

Жившие на КМВ немцы нередко являлись квалифицированными специалистами в разных сферах деятельности – технике, медицине, образовании. Среди служащих Управления Кавказских Минеральных Вод были горный инженер Э. Э. Эйхельман и химик Э. Э. Карстенс, старший горный инженер, обрусевший немец А. И. Дрейер (одно время исполнял должность директора КМВ). В 1880-х годах главным врачом УКМВ служил В. Ф. Сигрист. Были немцы и среди известных на КМВ врачей. Членами Русского бальнеологического общества являлись немцы К. А. Барт, П. В. Баумгартен, И. И. Штанге, Д. И. Штейн и др. Были немцы и среди работников библиотек. В библиотеке для раненых в Пятигорске в 1916 году работала немка О.А. Геркен-Меттерман. Директором кисловодской мужской гимназии в 1911-1914 годах был Н. И. Лютцау. Главным архитектором Кисловодска в 1908-1910 годах служил балтийский немец А. И. Каупинг. Немцы также славились как прекрасные специалисты в области садоводства. На службе у УКМВ в разные годы находились садовники и художники-пейзажисты А. Л. Зегер, Ю. Миллер, К. К. Бистерфельд.

Нередко приезжие немцы и немки искали на курортах место гувернанток, гувернеров, экономок и т.д. Их объявления встречаются в газетах начала ХХ века («Пятигорское эхо», «Кавказские Минеральные Воды» и др.).

Были среди местных немцев и предприниматели, участвовавшие в функционировании финансовых учреждений. Так, среди членов правления Пятигорского общественного банка упоминаются предприниматели немецкого происхождения Л. П. Тиц и Н. И. Франц. Нередко в документах начала ХХ столетия встречаются имена домовладельцев и дачевладельцев немецкого происхождения. Некоторым немцам принадлежали промышленные предприятия. В Пятигорске находился колбасный завод Г. Г. Раббе.

Большую роль в развитии предпринимательства и других сфер деятельности на КМВ сыграли представители армянской общины. Она традиционно имела большой вес в курортных городах региона. Лидерами армянской диаспоры Пятигорска в разное время являлись предприниматели Атабеков, Агаян, Берберов, Ерибеков и др. Армяне-купцы стремились утвердиться в регионе и добиться расположения властей, наладить добрососедские отношения с представителями других этнических групп. Они внесли большой вклад в экономическое развитие территории, на которой проживали. Армяне содержали на КМВ мануфактурные, бакалейные магазины, торговали винами, восточными товарами, являлись владельцами некоторых гостиниц, ресторанов, шашлычных. Однако среди армян было немало высококвалифицированных специалистов в разных сферах. В частности – в медицине. Среди членов Русского бальнеологического общества можно найти имена врачей К. С. Агаджаньянца, К. А. Ганжумова и др. Одним из выдающихся специалистов армянского происхождения на КМВ стал архитектор и общественный деятель Э. Б. Ходжаев, которым на территории Терской и Кубанской Областей было построено свыше 300 зданий. Можно назвать еще одну сферу деятельности, в которой армяне преуспевали – они были превосходными каменщиками. Армянские строители постоянно имели работу на курортах, где в начале ХХ века был настоящий строительный бум. Среди армян были крупные домовладельцы и дачевладельцы. Это И. Д. Тер-Погосов, Ацатуров, Ашурбеков и др.

Представители грузинской диаспоры пользовались известностью на КМВ в первую очередь как превосходные организаторы общественного питания. Содержателями лучшего в Кисловодске ресторана при курзале Владикавказской Железной Дороги являлись последовательно грузины Габуния и Шавгулидзе. Содержателем кафе при Замке Коварства и Любви был некий Кокошвили. Форель, приготовленная в этом кафе, славилась своими особыми вкусовыми качествами и удостаивалась высокой оценки даже врачей – авторов путеводителей по КМВ. Грузинские предприниматели, как видно из рекламы в газетах «Кавказские Минеральные Воды», «Пятигорское Эхо» занимались также виноторговлей и продажей различных азиатских товаров (Шавгулидзе, Отаришвили Отаров и др.).

Пятигорские и кисловодские греки особенно ярко проявили себя в гостиничном деле. Купеческим фамилиям греческого происхождения (Найтаки, Наутик, Зипаловы, Топаловы, Попандопуло) принадлежали меблированные дома, гостиницы и дачи, служившие для приема курортной публики. Были среди греков и владельцы виноторговых магазинов и лавок по торговле фруктами и другими товарами. В Кисловодске грек Топалов вместе с осетином Дзасоховым в 1880-х годах организовали кирпичное производство.

Из среды поляков на КМВ вышло большое количество чиновников и служащих в различного рода учреждениях. Заведующим кисловодской курортной группой в начале ХХ века служил С. В. Ясенский. Атаманом Пятигорского отдела Терской области был генерал-майор Л. А. Ржевусский, а одним из его помощников капитан Л. Ф. Бржезинский. Секретарем кисловодской городской управы служил В. Миткевич-Жолтек. Поляками по происхождению являлись так-же некоторые практиковавшие на Водах врачи (Р. Славинский, К. Р. Дыбовольский и др.), технические специалисты (старший горный инженер УКМВ К. Ф. Ругевич, кисловодский изобретатель Ф. В. Олешкевич), люди творческих профессий (скульптор Л. К. Шодкий) и др.

Несмотря на различные законодательные ограничения, действовавшие в то время для еврейского населения, небольшие общины на территории КМВ сформировались (хотя Терская область не входила в число административных субъектов «черты оседлости»). В Пятигорске даже функционировала синагога. Евреи на КМВ были отчасти коренным местным населением (потомки так называемых кантонистов в Пятигорске, вернувшиеся в иудаизм), а отчасти – приезжими специалистами. Потомки кантонистов занимались чаще всего предпринимательством. Среди них особенно известными и успешными были братья Лейзеровичи из Пятигорска, которые одно время были даже арендаторами общественного электрического трамвая. Имели дело на КМВ также иногородние еврейские предприниматели – Шульц, Иоффе, братья Лидские, Фридман. Они арендовали казенные театры и гостиницы, тиры, и право экспорта минеральных вод. Особенно еврейское предпринимательство набрало силу при директоре КМВ В. В. Хвощинском, которого даже обвиняли в том, что он устроил полное завоевание Кавказских вод евреями. На это Хвощинский ответил, что в его обязанности не входит русификация края.

Среди приезжих евреев-специалистов преобладали высококвалифицированные врачи, часто получавшие образование за границей (С. М. Полонский, М. С. Гуревич, И. А. Бендерский, женщина-врач М. Б. Фейнберг). Главным врачом Пятигорска в 1911 году был Абрам Давидович Гаускнехт. Кисловодским симфоническим оркестром в начале ХХ века управлял дирижер Самуил Прессман. Инженером-технологом УКМВ в 1901-1906 годах служил С. М. Фридман, руководивший строительством пятигорской гидроэлектрической станции и трамвая.

Жившие на КМВ французы, были заняты в сфере обслуживания. В журнале «Кавказские курорты» (1912-1917 гг.) неоднократно встречается реклама парикмахерской Пьера Видаля на Головинском проспекте в Кисловодске. Французы и француженки, также как и немцы, часто искали на КМВ место гувернеров, гувернанток, экономок, а также работали массажистами и оказывали косметические услуги, о чем свидетельствуют объявления в газетах того времени.

В небольшом числе на КМВ проживали также итальянцы. Они разделялись на оседлое население и приезжих. К оседлым принадлежали предприниматели и землевладельцы. В Пятигорске жил владелец кинотеатра по фамилии Домульяно. Там же в источниках значился землевладелец по фамилии Левандо. В Кисловодске жил крупный предприниматель А. Л. Чивелли, у которого в городе была самая лучшая по благоустройству баня, а в районе Пятигорья – виноградники и винные погреба. Некоторые из неоседлых итальянцев были задействованы в сфере искусства. Так, при курзале в Кисловодске играл итальянский оркестр под управлением Дж. Фальконе. Антрепренером курзала одно время был итальянец В. Л. Форкатти.

До сих пор остается не до конца выясненным вопрос, представителей какого этноса в статистических сводках именовали персами. Скорее всего, это были азербейджанские (азербайджанские) татары, пребывавшие в персидском подданстве. Возможно к числу «персов» относили также и персидских армян, представителей других народов Ирана. Основным занятием выходцев из Персии являлась торговля, часто специфическими, сугубо восточными товарами.

Вниманию аристократической и буржуазной публики, отдыхавшей на КМВ, предлагались ювелирные украшения восточных мастеров, трости, бирюза и изделия из нее, ковры и др. Правда, путеводители предостерегали потенциальных покупателей от необдуманных покупок, поскольку продававшаяся бирюза часто оказывалась поддельной.

Национальные общины на КМВ не только занимали каждая свою нишу в экономической жизни городов. Они также принимали весьма активное участие в социальной жизни. Представители некоторых общин активно участвовали в работе органов городского общественного управления. Так, в Пятигорской городской управе в 1898 году состояли членами армяне Алахвердов, Бабасинов, Гурджиев, Сеферов (купцы и мещане), немцы Бетхер и Эльдринг. В августе 1917 года Кисловодским городским головой избрали армянина П. Е. Ованесяна. Активным участником работы городского общественного управления Кисловодска и нескольких общественных организаций был архитектор Э. Б. Ходжаев. Много для развития науки и культуры на КМВ сделал житель Пятигорска, швейцарский немец по происхождению, Р. Р. Лейцингер. В 1906-1910 годах он был председателем Кавказского Горного общества, для которого эти годы стали периодом расцвета. Лейцингер участвовал в закладке трамвайного депо в Пятигорске и лично привез первый трамвайный вагон из Бельгии.

Представители национальных общин (особенно греки, немцы и армяне) активно участвовали и в делах благотворительности. По всем КМВ были известны своими щедрыми расходами на дела благотворительности купцы Найтаки. В Пятигорске действовала богадельня купца 1-й гильдии В. С. Зипалова. В состав правления Пятигорского благотворительного общества входили Б. И. Лейзерович, М. И. Мурадов, В. М. Сеферов, Н. И. Франц. Наконец, в Пятигорске функционировали армянское и армянское дамское благотворительные общества, в число задач которых входила поддержка народного просвещения представителей всех национальностей. Армянские предприниматели Нацвалов, Карапетян, Тер-Терян и Ходжаев стали инициаторами строительства Всесословного клуба (Народного дома), который стал в предреволюционные годы крупнейшим культурным центром для широких слоев пятигорского населения.

Инженер Э. Э. Эйхельман выступил организатором и председателем комитета по оказанию помощи безработным в Кисловодске. Р. Р. Лейцингер организовал в Пятигорске общество пособия бедным.

Подводя итоги сказанного, следует отметить, что национальное многообразие, сложившееся исторически в курортных городах КМВ, не привело к каким-либо открытым конфликтам между представителями различных этносов. Национальные общины заняли каждая определенную нишу в экономической жизни курортных городов, работая вместе на удовлетворение нужд, как города, так и курортных групп. Социальная жизнь городов стала полем объединения усилий диаспор, направленного на достижение более высокого уровня жизни населения. Здесь имела место конкуренция в самом положительном значении этого слова. Диаспоры старались как можно активнее участвовать в делах благотворительности и повышения уровня социально<экономического развития городов, ведь мера участия в этих делах создавала определенный социальный престиж и репутацию, которые распространялись на всю общину.

Все это говорит о том, что полиэтничность, как фактор влияния на социально-экономическое развитие курортных городов КМВ в конце 19 – начале 20 веков, носила конструктивный характер, а не была барьером на пути всестороннего развития городов.

Вячеслав ЯНОВСКИЙ, журнал «Современный Кавказ»



Алибек  2016-11-17 22:30:25
Не могу понять а што кушали в те времена,мясо,сыр,масло,аиран,какой народ обеспечивал в осноаном рынок почему забыли раскозать?

[Ответить]
↑ 0 ↓


Бетхер  2016-04-09 16:14:41
присоединяюсь к мнению Елены которая пишет о том что неможет найти продеда Бетхер, я тоже не могу найте моего продеде Бетхер Кузьма.Мой дедушка Бетхер Иван Кузьмич 1895г.р из с.Незлобное вот уже более 5 лет разыскиваю его отца но ничего нет. куда обратиться не знаю.Помогите

[Ответить]
↑ 0 ↓


Елена  2010-11-30 23:41:54
Все красиво сказано, но вот хочется спросить. Что же делать нам русским, когда их обижают армяне.
Я пенсионерка, проживаю в Минеральных Водах, русская. купила мягкую мебель. Мебель оказалась с браком. Обратилась в организацию, делающую эту мебель. Приехал молодой армянчонок. И так стал орать на меня и мою дочь инвалида 1 группы. Не поверите, пена била из его рта. Мне тычет, Пальцы раставил козырями, а вот сопли под его носом - пузырями.
Я жила целый год в Ереване. Но даже не слышала, чтобы повышали на женщину голос. А я старше него в два с половиной раза.
Вот и хотелось бы узнать - где же мне найти найти управу на разболтавшего юношу. Вот от такого хамства и происходят у нас на Кавказе распри.

[Ответить]
↑ 0 ↓


Елена  2010-08-21 17:25:10
С большим интересом и даже трепетом прочитала статью, потому что в ней упоминается фамилия моего прадеда Бетхера Юлия Васильевича. Очень хочется узнать побольше о прошлом своей семьи, но куда обратиться за информацией не знаю.

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!