Электроэнергию для трамвая должна была давать ГЭС «Белый Уголь» мощностью 700 квт, которая была построена в 1902-1903 гг.
на реке Подкумок близ Ессентуков и сдана в строй в августе 1903 г. Она вырабатывала переменный ток напряжением 8000 В,
который преобразовывался в постоянный напряжением 550 В. Проект первых двух линий с колеей 1000 мм (главная - от вокзала по Царской улице
(ныне проспект Кирова) до Сабанеевских (Пушкинских) ванн и Елизаветинской (Академической) галереи и ветка от этой линии
по Дворянской (К. Маркса), Елизаветинской (Красноармейской) и далее на Провал) составил в 1902 г. инженер С. М. Фридман.
Сооружение трамвая (линий, депо, подстанции) было осуществлено русским представительством фирмы «Сименс и Гальске» в
Санкт-Петербурге (она к этому времени уже построила несколько электрических трамваев в России, в том числе в Нижнем
Новгороде) на деньги Управления Минеральных Вод. Строительство трамвая было начато в 1902 году и основные работы завершены
к апрелю 1903 года, однако пуск откладывался из-за неготовности электростанции.
Из Варшавы (завод Гостынского) прибыли 10 небольших моторных вагонов на 24 пассажира. Линия от вокзала до галереи была
проложена в две колеи, на Провал - однопутная. Торжественное открытие главной линии от вокзала до галереи было приурочено
к торжествам по случаю 100-летия курорта. 1(13) сентября 1903 года они проходили в парке «Цветник». Сюда с вокзала прибыл
первый пробный вагон трамвая, ведомый инженером С. М. Фридманом. Депо было выстроено напротив вокзала, трамвайный путь на
вокзале подходил прямо к железнодорожной платформе.
По техническим причинам пассажирское движение по этой линии открылось лишь 22 апреля (5 мая) 1904 г.: «Еще до начала
сезона, с 22 апреля открыто в Пятигорске движение электрического трамвая от вокзала по Царской ул. до Ново-Сабанеевских ванн. С самого первого дня трамвай привлек значительное количество пассажиров из местных жителей. С открытием сезона число пассажиров увеличилось еще более; даже в первые дни доход от продажи был 100-150 руб. в день. Можно смело надеяться, что по мере развития сезона доходность его увеличится во много раз, расход же на эксплуатацию трамвая пока не превышает 150-170 руб. в день.» (газета «Кавказ». - 1904. - 9 мая. - с.3)
Однопутная линия к Провалу была завершена постройкой в августе 1904 года, и здесь пошли пробные вагоны. Пассажирское
движение по ней осуществлялось только в курортный сезон. Общая протяженность сети составляла 8,1 км (одиночного пути), в
депо имелось 11 моторных и 7 открытых прицепных вагонов (бывшие вагоны конки), которые ласково назывались местными жителями
и курортниками «босоножками». Управление минеральных вод проложило в 1903 г. линию грузового трамвая (грузовой электрической дороги)
в Кисловодске длиной 2 км для подвоза бутылок с водой «Нарзан» до железнодорожной станции Минутка. Однопутная линия с
колей 1000 мм была построена той же фирмой «Сименс и Гальске». Грузовые вагоны с бутылками минеральной воды перевозили
электрические локомотивы. Рельсы были уложены по улицам города, а столбы установлены на свободных землях. Из-за этого в
1911-13 гг. между Управлением Вод и кисловодским слободским обществом велись судебные тяжбы (последнее требовало снести трамвай). Движение на этой линии открылось в 1904 г. и было прекращено в 1906 году.
Управление водами в 1904 г. намеревалось расширить трамвайную сеть и провести линию от Пятигорска до Железноводск
по Ермоловскому (ныне Калинина) проспекту, мимо больницы и Лермонтовского железнодорожного переезда, вокруг горы Машук,
от нарзанной галереи к Синим камням. В 1909 г. были разработаны проекты устройства трамвая внутри Железноводска,
Ессентуков, пассажирской линии Кисловодск - Бермамит. В 1917 г. был составлен проект строительства трамвайной линии
Пятигорск - Ессентуки - Кисловодск. Однако все эти проекты остались на бумаге.
Пятигорский трамвай работал круглый год, но количество пассажиров в летний сезон сильно увеличивалось вместе с выручкой.
Так, например, за 11 месяцев 1911 г. выручка трамвая составила 97.092 рублей, в т.ч. в январе - 2434, феврале - 2542,
марте - 3356, апреле - 5542, мае - 9862, июне - 18.046, июле - 22.255, августе - 17.304, сентябре - 6657, октябре - 4452,
ноябре - 3367 рублей. Хотя предприятие принадлежало Управлению Кавказских Минеральных Вод, его эксплуатация была отдана в
аренду предпринимателю Лейзеровичу. В 1918 г. трамвай перешел в ведение горкомхоза, а 1 мая 1922 г. - электроуправления
«Эльмехтрест» ВСНХ. В 1911 г. трамвай перевез 1838 тыс., в 1923 г. - 1561 тыс. пассажиров.
В 1922-23 гг. «Эльмехтрест» проложил новую однопутную линию длиной 1,6 км из центра города вдоль ул. Урицкого
(ныне Теплосерной) на городскую окраину Кабардинка, а в августе - ноябре 1924 г. - однопутную линию от вокзала по
ул. Февральской в село Ново-Пятигорск (движение здесь открылось 7 ноября 1924 г.), в июне 1926 г. - по мосту через
р.Подкумок в станицу Горячеводская (по нынешнему проспекту Советской Армии до кинотеатра «Октябрь»). В 1929 г. главная
линия была укорочена от академической галереи до Пушкинских ванн, а в 1933 г. пути на этой ветке были сняты вплоть до
«Цветника». В 1931 г. Урицкая трамвайная линия на Кабардинке была продлена до известкового завода «Красный Факел» и здесь
уложена грузовая ветка от этого завода до каменоломни, а также к товарной станции железной дороги (по ней вывозилась известь) .
В 1931 г. были сооружены два разворотных кольца на вокзале - одно для вагонов, приходящих из города, другое - для отходящих
на Скачки, а в 1932 г. - кольцо на тупике в Скачках.
С 1 октября 1928 г. трамвай перешел в ведение вновь созданного коммунального треста «Водотранс». Стоимость проезда на
трамвае от вокзала в Скачки (Ново-Пятигорск) в 1931 г. составляла 8 копеек, из Пятигорска в Горячеводск - 8 коп., по
Главной и Урицкой (на Кабардинку) линиям - 8 коп., на Провал - 10 коп.
В связи с переносом в январе 1934 г. в Пятигорск столицы Северо-Кавказского края (в 1936 г. она была переведена во
Владикавказ), планом 1935-37 гг. намечалось сооружение вторых путей в Ново-Пятигорск и Горячеводск, новой линии от
Советского проспекта на Белую Ромашку, а также перешивка всего трамвая на широкую колею (1524 мм). Вместо этих грандиозных
планов Пятигорск получил автобусное сообщение: 15 апреля 1934 г. открылось движение 4 автобусов по двум маршрутам Белая
Ромашка - пос. Свободы (5 км) и Советский проспект (ныне Кирова) - Горячеводск (3 км).
В сентябре 1934 г. протяженность трамвайных путей составляла 19.738 м, в том числе пассажирских - 16.510,
грузовых - 2.376, парковых - 802м. Действовали следующие маршруты:
(1) Вокзал - Советский проспект (Кирова) - «Цветник» (2,3 км по оси улиц)
(2) Советский проспект - Провал (2,7 км)
(3) Советский проспект - Урицкая - завод «Красный Факел» (2,7 км)
(4) Советский проспект - Горячеводск (2,4 км)
(5) Вокзал - Скачки (4,6 км)
Трамвай перевез в 1928/29 хозяйственном году 4.238 тыс., в 1929/30 г. - 7.302 тыс., в 1931 г. - 11.011 тыс.,
в 1932 г. - 12.235 тыс., в 1933 г. - 9.599 тыс., в 1934 г. - 14.908 тыс. чел. В 1931 г. в парке имелось 22 моторных и 7
прицепных вагонов, в 1934 г. соответственно 22 и 9 вагонов. В конце 1935 г. имелось 25 моторных и 11 прицепных, в т.ч. 5
старых прицепов (из коночных вагонов постройки 1889 г.), 18 вагонов постройки 1902 г., 4 постройки 1905 г., 2 моторных вагона
(на 33 пассажира, построены в местных мастерских в 1931 г.), 2 новых моторных вагона Мытищинского завода (поступили в 1932 г.)
и 6 моторных вагонов б/у из Днепропетровска (на 42 пассажира, получены в декабре 1934 г.). Наиболее изношенные моторные
вагоны были переделаны в первой половине 1930-х гг. в прицепные и грузовые. Депо имело в 1937 г. 18 вагоно-мест.
В начале 1939 г. в парке имелось 29 моторных (добавились вагоны б/у из Тбилиси) и 11 прицепных вагонов, 1 электровоз и 8
грузовых платформ. Работали 17 автобусов, 10 такси ЗиС-101 и 3 такси М-1.
В августе 1942 г. - январе 1943 г. Пятигорск был оккупирован немецкими войсками. В этот период была разрушена тяговая
подстанция, повреждена часть вагонов, демонтированы пути по линиям в Ново-Пятигорск (5 км) и Горячеводск (2,4 км),
сгорело депо со всеми цехами. Восстановление трамвая началось в январе 1943 г. На территории депо в течение 1943 г.
были восстановлены 9 моторных (6 мытищинских, 1 собственных ВРМ, 2 - завода Гостынского) и 10 прицепных (1 мытищинский, 2 собственных, 7 завода Гостынского) пассажирских вагонов, а также 1 электровоз и 8 грузовых платформ.
Был привезен ртутный выпрямитель, и 15 июня 1943 г. возобновилось движение 2 моторных вагонов с прицепами по единственной
главной линии от вокзала до «Цветника». В июле на линию вышел 3-й состав, а к ноябрю по линиям ходили 4 состава. В течение
1943 г. трамвай работал только 79 дней из-за частых отключений электроэнергии.
К февралю 1944 г. были восстановлены пути по следующим линиям: «Цветник» - Советский проспект - вокзал (3,3 км), ул. Урицкого - мясокомбинат (2,3 км), на Провал (2,7 км). Движение по линиям на Кабардинку (мясокомбинат) и Провал
осуществлялось в течение 1944 г., но с ограничениями. Оно было прекращено по линии на Провал либо в конце 1945 г. либо начале 1946 г. из-за аварийного состояния путей. Линии в Ново-Пятигорск и Горячеводск были без шпал, столбов
(их растащило местное население) и рельсов (их вывезли немцы), и их восстановление затянулось на длительное время.
Сергей ТАРХОВ, доктор географических наук, научный сотрудник Института географии РАН
Юрий2012-02-04 16:29:51
Трамвай-это мой любимый вид общественного транспорта.А к пятигорскому трамваю у меня особое отношение, так как я познакомился с ним еще в те времена, когда у него были открытые прицепные вагоны дореволюционной постройки. В те времена бегал трамвайчик и к Провалу, ожидая на разъездах встречного.С тех пор многое изменилось: расширилась городская сеть, появились новые красивые и удобные составы. Живу я в С,Петербурге, но очень часто по интернету заглядываю в Пятигорск и в Нальчик, где прожил 13 лет. Очень хорошо, что руководство Пятигорска развивает этот вид общественного транспорта. Успехов вам в этом нужном для жителей города деле.
[Ответить][Отменить ответ]
0
Константин Николаеви2011-11-19 13:23:19
Намаршруте №1 \"Ж-Д. Вокзал\" - \"Мясокомбинат\" до середины 70-х годов ходили трамваи с двусторонним управлением (мы их называли ТЯНИТОЛКАЙ) ввиду того, что у Мясокомбината был тупик, а не кольцо для разворота. На съезде на однокалейку по ул.Теплосерной открывались не правые, а левые (по ходу) двери.
[Ответить][Отменить ответ]
0
Алексей2011-08-07 16:03:21
Почему в трамваях Пятигорска водители не объявляют остановки?
[Ответить][Отменить ответ]
0
Наталья2010-10-08 00:19:43
тут находится более полная информация о Пятигорском трамве, сай слабоват но постепенно стараемся наполнять http://www.tramvai.ucoz.ru/
[Ответить][Отменить ответ]
0
Антон2010-08-10 23:21:32
Есть молодежная организация \"Пятигорский трамвай\" некая замена комсомольцам А там пятигорский трамвай - это трамвай в городе Пятигорске
[Ответить][Отменить ответ]
0
Наталья2010-02-16 16:14:30
Хотела узнать расписание движения. А именно: время 1 и последнего рейса каждого маршрута. С интересом посмотрелы старые фотографии и прочла текст. Спасибо!
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!