пятигорск | глинка на водах |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Глинка на ВодахОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Глинка на Водах

М. И. ГлинкаО пребывании замечательного русского композитора М. И. Глинки на Горячих Водах известно как будто немного - об этом сообщает краткая запись в «Ведомости посетителей Горячих Вод»: «Глинка Михаил Иванович, отставной 10 класса... Остановился в доме надворной советницы Хандаковой». Ее дополняют беглые заметки о пребывании здесь в «Записках» композитора, да еще отголоски восточных напевов в опере «Руслан и Людмила» - вот, пожалуй, и все, чем мы располагаем. Но даже столь скудные сведения эти, многократно использованные краеведами, позволяют увидеть много интересного, особенно если сравнить их с другими источниками.

Начнем с того, что вовсе не «удобный случай» привел сюда юного М. Глинку, как он утверждает в своих «Записках». Достаточно почитать внимательно, чтобы понять: автор их был завзятым путешественником. Трудно найти в Европе страну, где бы не побывал этот любознательный и жадный до новых впечатлений человек. А первым его большим путешествием была поездка на Кавказ, в край азиатский, что являлось для него обстоятельством немаловажным. «...Мы переехали Дон... и очутились в Азии, что несказанно льстило моему самолюбию», - читаем в «Записках». Это ли не свидетельство интереса к дальним странствиям?

Нам, пятигорчанам, очень повезло, что воспоминания написаны в конце жизни, человеком зрелым, много повидавшим и умеющим рассказать о своих дорожных впечатлениях. Скупыми, но образными выражениями он рисует увиденное, давая ценнейшие сведения о том, каким был наш край в те далекие годы. Даже, казалось бы, беглое замечание о том, что по дороге на Воды «почти ничего не было видно, кроме беспредельных степей, заросших густой ароматической травой», наглядно показывает метаморфозу, которую претерпели окрестности наших курортов в результате почти двухвекового хищнического хозяйствования человека.

Особенно важны для нас заметки композитора об увиденном в поселении у Горячих Вод. Михаил Иванович отмечает, что «домов было мало, церквей, садов вовсе не было». Что же конкретно увидел Глинка в будущем Пятигорске? Вот описания, сделанные профессором А. П. Нелюбиным, побывавшим здесь летом того же 1823 года: «В Горячеводском селении считается ныне три главные улицы, три вновь застраиваются, одна поперечная и один переулок. В нем находятся всего 29 домов и 21 флигель, принадлежащие частным лицам». Еще одна картинка, нарисованная путешественником, ботаником, писателем и журналистом И. Т. Радожицким, дополняет наше представление о нарождавшемся курорте: «Въехавши в городок, я увидел во всех дворах много экипажей приезжих и по улицам довольно гуляющих особ. Встречались наиболее военные офицеры; встречались и щеголи в модных сюртуках и фраках». В их числе, надо полагать, был и Михаил Иванович, экипаж которого тоже мог видеть Радожицкий стоящим в одном из дворов. В каком же?

Вопрос о месте жительства композитора долгое время оставался неразрешимым, поскольку неизвестен адрес дома надворной советницы Хандаковой. Между тем у него имелась яркая примета, отмеченная профессором Нелюбиным, - под домом помещалась лавка восточных товаров: ковров, шелковых тканей и т.п. А несколько лет спустя в книге доктора Ф. П. Конради отмечалось, что такая лавка находится в одном из домов усадьбы кизлярского помещика Арешева, имевшего, кстати сказать, участок вдвое больше соседних. Так что очень вероятно, что он приобрел соседнее домовладение, принадлежавшее ранее Хандаковой. Сегодня на этом месте располагается санаторий «Руно».

А теперь о лечении композитора: «Мы... начали брать теплые серные ванны и пить воду из так называемого кислосерного источника, - пишет Михаил Иванович. - Впоследствии я купался, или, лучше, варили меня в ванне, иссеченной еще черкесами в камне». Бесспорно, речь идет о самом главном пятигорском источнике - Александровском, вытекавшем там, где сейчас стоит скульптура Орла. Именно его воды наполняли древний бассейн, высеченный в скалах горы Горячей - только не черкесами, а задолго до них. Несомненно так же, что «кислосерный источник» - это знаменитый Елизаветинский, открытый доктором Гаазом.

К сожалению, М. Глинка ничего не говорит об окружавшей его курортной публике. Чтобы познакомиться с ней, мы опять обращаемся к Радожицкому. «Я застал здесь многочисленное, прекрасное и довольно нарядное общество водопьющих обоего пола, толпящихся около источника здравия... Дамы под зонтиками или в шляпках, под салопами и в капотах, мужчины в сюртуках и с тросточками. Тут чинов не наблюдают».

Чем занимался Глинка во время лечения? Слова «товарищ привез запас книг» указывают на то, что он много времени отдавал чтению. А вот заниматься музыкой возможности у композитора не было, ибо в те времена жители курортных поселков еще не обзавелись фортепиано, а на скрипке он играл, как сам заметил, «неудовлетворительно». Зато была возможность познакомиться с жизнью и музыкальным творчеством обитателей соседних аулов: «Я видел пляску черкешенок, игры и скачку черкесов».

На основании этих слов пишущие о пребывании композитора на Кавказских Минеральных Водах утверждают, что именно запомнившиеся на Кавказе мелодии позволили М. И. Глинке создать «Лезгинку» для оперы «Руслан и Людмила». Но вот что утверждает сам Михаил Иванович: «Гайвазовский [так он именует известного художника-мариниста Айвазовского], посещавший весьма часто Кукольника [драматург, с которым Глинка был довольно близок], сообщил мне три татарских напева. Впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для andante Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».

Вот так! Значит, не на Водах услышаны были эти восточные мелодии, и поездка туда была для Глинки как композитора бесполезной? Нет, нет и нет! Удивительная природа, сказочно красивые пейзажи, экзотические фигуры горцев и вся полудикая жизнь в этом полуденном краю дали Михаилу Ивановичу мощный эмоциональный заряд. И, конечно, превращая напетые Айвазовским мелодии в зажигательный кавказский танец, композитор видел перед собой и покрытые снегом вершины на горизонте, и зеленые склоны ближайших гор, и стремительные движения пляшущих на этом фоне обитателей кабардинских аулов Пятигорья. Картины эти сохранялись в его памяти до последних лет жизни.

Вадим Хачиков, заслуженный работник культуры РФ,



Татьяна  2011-02-22 23:38:29
Не всегда могу найти нужную информацию. Участвую в муз. конкурсах, где требуется некоторые тонкости жизни и деятельности музыкантов и композиторов.
А вообще-то узнать что-то новое - тоже интересно и нужно.
Спасибо! До встречи

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!