пятигорск | улица с изъяном | улицы пятигорска |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Улица с изъяномОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

Улица с изъяном

Генералу Емануелю Пятигорск обязан многим. Именно он распорядился озеленить курортное поселение у Машука, благодаря чему появились бульвар на главной улице, парк в верховьях Горячеводской долины, «Цветник» и Казенный сад, тоже ставший парком. Генерал позаботился об украшении курортной зоны беседками, гротами, павильонами. Под его надзором возводились многие прекрасные здания. Наконец, Емануель предложил сделать маленькое поселение уездным городом и придумал ему название Пятигорск.

Не без участия командующего войсками на Кавказской линии составлялся и план будущего города. Думал ли Георгий Арсеньевич, глядя на тонкие пунктирные линии, обозначившие расположение будущих улиц, что одну из них назовут его именем? Это произошло в последние десятилетия XIX века, когда Пятигорск, давно уже оторвавшийся от своего «семечка» - маленького поселения в Горячеводской долине, - разрастался подобно могучему дереву и тянулся все дальше, словно бы за солнцем, на запад.

Короткие крутые улицы, которые только и могли располагаться на машукских отрогах, сменились теперь широкими магистралями. Правда, их стремление к югу сдерживал крутой берег Подкумка. Зато к северу они могли распространяться хоть до подножия Бештау. И все они были названы именами главных радетелей Пятигорска - Ермолова, Воронцова, Вельяминова. И Емануеля тоже.

Судьба у них оказалась разной. Ермоловский (ныне Калинина) и Воронцовский (40 лет Октября) проспекты, хоть и под другими именами, но добрались, в конце концов, почти до самого подножья Бештау. Вельяминовский (ныне Горького), рассеченный железной дорогой, фактически прекратил свое существование как транспортная магистраль. А вот Емануелевский проспект, известный нам как улица Малыгина, продолжал свое существование, только в каком-то ущербном виде

Прокладка железнодорожной ветви Минеральные Воды - Кисловодск по территории Пятигорска вызвала большие споры между администрацией города и правлением Владикавказской железной дороги. Дорожники хотели проложить рельсы так, чтобы поезда шли через город. Его отцы по целому ряду причин, в том числе и предвидя будущие беды улиц, которые пересекут рельсы, требовали, чтобы поезда проходили в стороне от города, заезжая в него по специальному ответвлению. Но победила все-таки железная дорога. Она вошла в город. А для связи с отрезанной его частью сделали, кроме переездов, еще проезд под полотном - «шириной не менее трех сажен» - «против будущего Емануелевского проспекта» - так было указано в согласительном документе. «Будущего» - потому, что проспекта по существу еще не было. Даже на плане города, составленном позднее, в 1900 году, присутствуют лишь отдельные кварталы, намечающие его с той и другой. Вокруг них - много пустого пространства - Александровская площадь, часть которой занята молодым Пушкинским сквером (ныне сквер Анджиевского), товарный двор железнодорожной станции без всяких строений, очень широкие полосы отчуждения вдоль железной дороги.

Больших зданий, общественных учреждений на будущем проспекте не имелось - только жилые дома, в основном одно-полутораэтажные. Некоторые из них мы можем видеть и сегодня. Хозяевами их в основном были люди среднего достатка - чиновники, медики, педагоги, торговцы. Известно, например, что дом на углу Емануелевского проспекта и Александровской улицы принадлежал врачу Управления Вод В. С. Борисовскому. Человек яркий, незаурядный, он изучал свойства ессентукских минеральных вод, наладил работу физиотерапевтического кабинета в Пятигорске, занимался изготовлением кумыса. Знали его в городе и как талантливого актера-любителя. Борисовский дружил с осетинским поэтом и просветителем Коста Хетагуровым, который несколько месяцев жил в его доме. Еще один известный дом - на улице Ессентукской (ныне Коста Хетагурова). Его занимала семья Августинских, несколько поколений которой занимались обустройством курортов и многое сделали для их развития. Наверное, внимательное изучение списка домовладельцев позволит найти и других живших на Емануелевском проспекте известных в Пятигорске людей.

Первой солидной постройкой здесь стала Романовская грязелечебница, возведение которой завершилось в 1914 году. Она заняла все свободное пространство Александровской площади. Немного раньше на участке близ железной дороги построили здание двухклассного приходского училища - впоследствии в нем размещалась средняя школа № 7. А за полотном железной дороги, вдоль путей, кроме нескольких жилых особнячков разместились небольшие цеха мебельного производства купца Д. Г. Гурджиева.

В таком виде проспект просуществовал до 30-х годов, когда с ним оказалась связанной судьба двух пятигорских предприятий. На пересечении с улицей Октябрьской был построен небольшой молочный завод, ставший позднее довольно солидным предприятием пищевой промышленности. А бывшие мебельные мастерские Гурджиева превратились в мотороремонтный завод, на базе которого был создан завод «Пятигорсксельмаш имени С. М. Кирова».

Во второй половине ХХ столетия проспект стал стремительно менять «одноэтажный» облик. На углу проспекта Кирова поднялась громада проектного института Севкавгипроводхоз. Близ улицы Университетской выросли многоквартирные жилые дома и корпус техникума совторговли. Но самые большие перемены произошли за полотном железной дороги. На месте завода «Пятигорсксельмаш», перебазированного в промышленный район Скачки, начал действовать завод «Импульс». Его многоэтажные цеха заняли все пространство между улицей и железнодорожным полотном - от улицы Мира до Куйбышева. А потом его «социальная инфраструктура», как сейчас принято говорить, захватила и кварталы на противоположной стороне проспекта. Сокрушив старинные особнячки, там поднялись жилые башни-высотки. Между ними вклинилось здание поликлиники. А Дворец культуры перегородил северный конец улицы. Образовался самостоятельный замкнутый городок. XXI век дополнил южную часть улицы элитными жилыми домами, трехэтажным кафе, а также салонами красоты, магазинами, кабинетом стоматолога и прочими заведениями, без которых невозможно представить себе современную жизнь. По проезжей части теперь мчится нескончаемый поток автомобилей. Только вот слишком уж он специфичен - сплошь одни легковые машины, да изредка микроавтобусы. А как иначе? Путепровод под железной дорогой, называемый горожанами Яшкиным мостом, вполне достаточный для транспорта начала прошлого века, совершенно не годится для нынешних времен. Да и поток «легковушек» настолько вырос, что порою им приходится стоять в очереди, чтобы нырнуть в узкое отверстие, дающее единственную возможность попасть с широкой улицы Мира в центр. Может быть, стоило бы поставить светофор, чтобы регулировать потоки, движущиеся в обе стороны, как это сделали с подобной «дырой» в районе Золотушки?

Помнится, шли в городе разговоры о том, что путепровод будет расширен или дополнен другим, прорытым по соседству. Но пока разговорами они и остались. И улица, вполне современная, довольно красивая, а главное, столь нужная городу, продолжает существовать с большим изъяном. Грустно, очень грустно! И еще один повод погрустить.

За свою более чем вековую историю улица дважды переименовывалась - получив сначала имя революционного командира Кучуры, а потом - еще более революционного комиссара Малыгина. И сейчас едва ли кто-то из жителей, а тем более гостей города знает о первоначальном ее названии. Нет, я не призываю возвращать магистрали имя Емануеля. А вот поместить хотя бы на одном из домов надпись, рассказывающую о генерале - большом радетеле Пятигорска, как и о том, что улица носила когда-то его имя, наверное, все-таки надо. Чтобы не росли новые поколения пятигорчан «Иванами, родства не помнящими».

Вадим Хачиков, заслуженный работник культуры РФ,


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!