пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | приэльбрусье
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» • Биография ЭльбрусаОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Краеведение 

Биография Эльбруса

Первые сообщения об Эльбрусе встречаются у древних греческих мореплавателей, посещавших за много веков до нашей эры сказочную Колхиду, на которой "высится неведомая гора, треть ночи освещаемая солнцем". По их рассказам, "задолго до того, как солнце осветит гребни волн, эта таинственная вершина уже купается в золоте первых лучей улыбающейся Эос (богини утренней зари), и в то время, когда на море уже наплывают сумерки, снега загадочной вершины еще горят рубинами закатных огней".

Эльбрус был хорошо известен многочисленным древним народам Кавказа. У каждой народности он получал свое имя, отражающее те или иные особенности этой горы.

В современном слове Эльбрус, видимо, слились его грузинское наименование "Ялбуз", что означает "Грива снега", и осетинское наименование Эльбруса "Алборс", т. е. "Высокая гора". Другие народы дали ему имена "Царь горных духов", "Гора дня", черкесы называли Эльбрус "Приносящей счастье горой". У первых русских поселенцев на Ставрополье он был известен под именем "Шат-гора".

Научное изучение Эльбруса русскими исследователями началось в XIX веке. В 1913 году астроном академик В. К. Вишневский впервые точно определил местоположение и высоту Эльбруса.

В 1829 году Эльбрус посетила первая русская научная экспедиция. В нее входили знаменитый русский физик академик Ленц, ботаник Мейер, архитектор Пятигорска Бернардацци и другие. Экспедицию сопровождал начальник Кавказской линии генерал Эммануэль с отрядом в 1000 казаков. Отряд остановился у северного подножья Эльбруса на высоте 2400 метров. Генерал дальше не пошел, предпочитая наблюдать за действиями ученых в подзорную трубу. На камнях в месте стоянки лагеря была выбита надпись: "1829 г. с 8 по 11 июля лагерь под командою генерал кавалер Эммануел".

Начав восхождение, экспедиция, после ночевки на высоте 3000 метров, продолжала подъем. Часть экспедиции достигла лишь высоты 4800 метров. Здесь на камнях был высечен георгиевский крест и цифра 1829. Эту надпись обнаружила в 1949 году группа советских альпинистов общества "Наука".

Дальнейший путь продолжали только Ленц, два казака и два проводника-кабардинца. Ленцу и казаку Лысенкову удалось достичь седловины, дальше идти было невозможно, так как сильно размягчился снег. Выше пошел только один кабардинец Киллар. Ему удалось достичь вершины, так как его организм был лучше приспособлен к горным условиям и он вышел раньше по твердому снегу.

Эммануэль видел в подзорную трубу Киллара вблизи восточной вершины. Вернувшегося вечером проводника ученые приветствовали как первовосходителя на Эльбрус. В ознаменование работ экспедиции и достижения вершины были отлиты две чугунные доски с надписью, излагавшей это событие, установленные в дальнейшем в Пятигорске у грота Дианы и хранящиеся в настоящее время в музее.

Они подтверждают приоритет нашей страны в покорении Эльбруса и начисто опровергают распространяемые за рубежом рассказы об англичанине Дугласе Фрешфильде как о первовосходителе на Эльбрус, поднявшемся туда в 1870 году.

В архиве Кабардино-Балкарской АССР имеется интересный документ 1870 года - прошение сыновей Киллара Герандуко и Хамбия о наделении их землей "не по происхождению нашему, а за услугу, оказанную покойным отцом нашим русскому правительству", но начальство отказало в просьбе Килларовых вследствие того, что они происходили из "низшего сословия".

Альпинизм в России не был развит. В конце XIX столетия Россия стала наводняться иностранными альпинистами, при этом многие из них проявляли подозрительный интерес к пограничным районам и полезным ископаемым Кавказа. Лишь некоторые из побывавших на Эльбрусе иностранцев оставили ценные научные материалы. Многие восхождения этого периода кончались неудачно.

В 1888 году русский топограф Чаплиевский с девятью казаками в бурю и туман совершил первый переход через седловину Эльбруса с севера на юг.

В 1890 году на восточную вершину взошел первый русский альпинист, военный топограф А. В. Пастухов. Он шел без проводников, в сопровождении нескольких казаков. Опыта горовосхождений у Пастухова в то время еще не было, но его смелость и беспримерное мужество и настойчивость обеспечили успех.

Экспедиция на Эльбрус в 1829 году. Акварель хранится в Государственном Центральном Военно-историческом архиве. Публикуется впервые. Под рисунком надпись: "Рисовал с натуры 21-й артилл. бригады прапорщик Горшков". "Вид горы Эльбруса с севера". "Высота от поверхн. Средиземн. моря - 16330 рус. футов. a) Кабардинец Киляр - 16330 ф., b) Г-н Ленц - 15693 ф., c) Гг. Купфер, Ментрие, Мейер и Бернадаций - 14 427,5 ф.".

Выше каменной гряды, расположенной на южном склоне Эльбруса на уровне 4681 метра, у Пастухова начались острые приступы горной болезни. Несколько раз обессилевшего Пастухова в бессознательном состоянии казаки сносили на бурках к упомянутой гряде, получившей в дальнейшем наименование "Приют Пастухова". На следующий день он вновь начинал борьбу за достижение вершины, наконец, на шестые сутки борьбы со стихией он взошел на вершину, пробыл на ней три с половиной часа, проводя топографическую съемку. Наибольшим результатом его подъема было составление первой карты самой значительной вершины Кавказа. В 1896 году Пастухов совершил второе восхождение на Эльбрус.

В начале XX столетия восхождения на Эльбрус альпинистов участились. Русские горовосходители преследовали не только спортивные рекорды, но и решение научных задач.

В те годы в городе Владикавказе (ныне Орджоникидзе) жил С. М. Киров. Здесь по заданию партии он вел большую революционную работу среди многонационального населения. Киров любил горы Кавказа и отважных горцев, он часто посещал далекие аулы, расположенные в диких ущельях, сплачивал на совместные выступления горскую бедноту. В 1910 году С. М.Киров поднялся на вершину Казбека, на следующий год он вдвоем со своим товарищем П.Г. Лучковым взошел на восточный конус Эльбруса.

Вдохновенные слова С.М. Кирова, которыми он описывал впечатление о подъеме на горы, прекрасно характеризуют природу Кавказа. "Какой простор! - писал С.М. Киров. - Какая очаровательная красота во всех этих снежных гигантах, мощно возвышающихся к небу!.. Какое разнообразие цветов и тонов в этих скалистых утесах бесконечной цепи гор, теряющейся где-то далеко, далеко!.. Как глубоко все это трогает душу и сердце человека! Им овладевает такое чувство восторга, описать которое - сверх человеческих сил..."

Но не одну только красоту видел С. М. Киров среди Кавказских гор. Выступая в дальнейшем, в годы гражданской войны, на съезде народов Терской области, он говорил: "Мы должны сказать, что не только красота скрывается в горах Кавказа, но что эта цепь горных скал явится той могучей преградой, о которую разобьются все силы реакции, что в диких горах слышен не только вой ветра, но там слышна и революционная песня... истинных сынов демократии".

После Великой Октябрьской революции началась новая эра в изучении нашей Родины. Молодая Советская страна осваивала новые, отсталые прежде районы, строила гидростанции, прокладывала новые железные дороги, осваивала воздушные пути, укрепляла оборону страны, растила здоровое, сильное, жизнерадостное поколение строителей социализма.

Во все уголки необъятной территории Советского Союза, направились сотни научных экспедиций: в тундры, в пустыни, в тайгу, на высочайшие горные пики, во льды Арктики. Всюду строители социализма начали изучать и побеждать природу. В этой грандиозной работе не был забыт и величавый Эльбрус.

Здесь начал развиваться массовый советский альпинизм.

Первые попытки советских альпинистов подняться на Эльбрус были сделаны еще в 1925 году. Пионером этого дела был преподаватель Пятигорского пединститута, знаток ледников Кавказа Я. И. Фролов, но небывалой силы ветер, заставлявший Фролова временами ползти по снегу, не дал ему возможности достигнуть вершины. В 1923 году группа альпинистов под руководством профессора Николадзе совершила успешное восхождение на вершину Казбека, а в 1925 году 19 альпинистов, в том числе несколько девушек, с тем же руководителем успешно поднялись на восточную вершину Эльбруса. Эти восхождения положили начало советскому альпинизму.

В отличие от дореволюционных горовосхождений, советский альпинизм с момента своего зарождения стал коллективным, массовым. На Эльбрусе стали создаваться приюты и хижины для туристов (на "Кругозоре", у "Приюта одиннадцати").

В дальнейшем число восхождений на Эльбрус быстро росло. На Эльбрусе была создана высокогорная метеорологическая станция, на которой первые зимовщики под начальством В.Б. Корзуна вели наблюдения погоды в течение трех лет подряд начиная с 1933 года. Впервые на Эльбрусе заговорило радио, оно передавало сводки погоды на Большую землю. Зимовщики также положили начало зимним восхождениям на вершины Эльбруса. Начались почти ежегодные массовые альпиниады, организуемые ЦДКА. Над Эльбрусом, где прежде, как и над Казбеком, "носились лишь туманы да цари орлы", впервые стали парить советские самолеты, сопровождавшие отряды альпинистов.

Начиная с 1934 года на Эльбрусе стала действовать комплексная экспедиция Академии наук СССР. Она изучает прозрачность облаков, оптические явления в атмосфере, работоспособность человека на большой высоте и другие проблемы. Экспедицией были созданы станции и лаборатории на разных высотах. На "Кругозор" была доставлена динамо-машина, и впервые на склонах Эльбруса загорелся электросвет. Телефон связал между собою лагеря экспедиции, западную и восточную вершины Эльбруса и город Нальчик. На Эльбрусе был создан документальный фильм "Человек на высоте".

1935 год для Эльбруса явился годом мировых рекордов. Помимо многих зимних восхождений, на Эльбрус одновременно поднялось 638 лучших колхозников Кабардино-Балкарии.

Эти замечательные итоги развития советского альпинизма были отмечены на Второй сессии ЦИК 10 января 1936 года. "В нашей стране растет число героев воздуха, героев подводников, героев борьбы с природой. С 1829 года по 1914 год на гору Эльбрус было всего 59 восхождений, из них 47 иностранцев. За один 1935 год на Эльбрус было 2016 восхождений советских людей. В прошлом тяжелая жизнь трудящихся не давала им и думать о таких вещах, как увлекательное восхождение на высочайшую гору. Теперь положение изменилось и появились новые интересы".

Вплоть до начала Великой Отечественной войны и после нее альпинизм на Эльбрусе продолжал развиваться в еще более широких размерах.

Когда осенью 1942 года фашистская армия подошла к предгорьям Кавказа, немецкое командование поставило своей целью прорваться через перевалы Кавказского хребта на юг, в район Грузии и Азербайджана. Захватчики бросили сюда хорошо обученную альпийскую дивизию "Эдельвейс", проходившую специальную двухлетнюю тренировку в Альпах. Но на защиту перевалов двинулись наши горнострелковые части, укомплектованные альпинистами. Места прежних восхождений, туристских походов стали местами больших сражений. Линия фронта проходила по склонам Эльбруса. В арену жестоких боев превратились "Приют одиннадцати", "Кругозор" и другие альпинистские базы.

Советские альпинисты, сражаясь в одних рядах со всем народом, поздней осенью 1942 года сбросили ненавистного врага с кавказских перевалов. В честь победы советских войск под Сталинградом и на Кавказе командование советскими частями в феврале 1943 года поручило водрузить на вершинах Эльбруса Государственный флаг Советского Союза. Это задание было успешно выполнено двумя отрядами советских альпинисток во главе с А. Гусевым и Н. Гусаком. Красное знамя снова поднялось и гордо развевается над Эльбрусом и прилегающими горными хребтами.

Освободив Кавказ, части советских войск продолжали громить врага в других районах вплоть до Берлина, и на груди воинов-альпинистов, рядом с множеством боевых орденов и медалей Советского Союза, красовались значки альпиниста с силуэтом Эльбруса.

В послевоенные годы продолжалось бурное развитие альпинизма в нашей стране. К 1948 году, к двадцатипятилетнему юбилею первого восхождения на Эльбрус советских спортсменов уже 60 тысяч человек носили значок "Альпинист СССР". В 1950 году было совершено 1440 восхождений на высокие горы. Были покорены считавшиеся прежде совершенно неприступными горы: Ушба, Тихтинген, Дых-Тау, Шхара и многие другие вершины Кавказа, Средней Азии и других горных районов СССР.

Рекорд же посещения кавказского гиганта был достигнут в 1969 году, когда на Эльбрусе побывали 3224 человека и только за один день совершили восхождение более 2500 альпинистов. Ничего подобного не знала практика мирового альпинизма.

Большие достижения были и у горнолыжников по подъему, траверсу обеих вершин Эльбруса, спуску к "Приюту одиннадцати" и к подножию горы. Нашлись спортсмены, поднявшиеся на восточную вершину на мотоцикле, колеса которого были оборудованы специальными шипами для движения по льду и лыжами для передвижения по снегу. Но мотоцикл пришлось оставить на вершине горы, так как водитель обессилел и не мог перетягивать его через трещины во льду при спуске.

За время войны на Эльбрусе были разрушены все созданные ранее постройки. Здания туристской хижины на седловине и комфортабельного трехэтажного отеля "Над облаками" на "Приюте одиннадцати" сохранились, но от потолков до пола заплыли льдом. Восстановление их потребовало много сил и труда. Строительные материалы и оборудование поднимали на себе альпинисты. Впервые стали использовать на Эльбрусе памирских яков - низкорослых, покрытых длинной шерстью высокогорных быков. С грузом в сто килограммов они доходили до седловины.

С 1960 года у подножья горы, на склонах Эльбруса и на соседней вершине Чегет развернулось строительство гостиниц, спортивных баз, других сооружений, входящих в спортивно-туристский комплекс. Многие из них уже возведены, есть среди них трех-, пяти- и даже восьмиэтажные благоустроенные здания красивой архитектуры, прекрасно вписывающиеся в горный ландшафт.

Наибольшее достижение строительства - создание Чегетской кресельной подвесной дороги. Ее первая очередь, пущенная в 1963 году, имеет длину 1 600 метров. Она сразу поднимает 90 человек, размещающихся в креслах с 2100 до 2750 метров. С 1966 года стала действовать ее вторая очередь длиной 950 метров, поднимающая пассажиров за пять минут на трехкилометровую высоту со скоростью 2,5 метра в секунду. Чегетская дорога обслуживает главным образом горнолыжников. С вершины горы начинаются лыжные трассы для слалома и скоростного спуска, здесь проводятся массовые лыжные соревнования и спартакиады.

Интересна гора Чегет и для туристов; с ее станций Эльбрус виден как на ладони, открываются прекрасные панорамы на Донгуз-Орун, Накра-Тау, другие грозные вершины Главного Кавказского хребта. Только за 1963 год на Чегете побывало 100 тысяч туристов. Теперь эти возможности еще большие, так как с 1969 года вступила в строй новая парнокресельная дорога, поднимающая туристов до первой станции на Чегете.

Строительство спортивного комплекса на Эльбрусе завершится созданием "Большой Эльбрусской канатки". Первая очередь ее уже действует с 1969 года. Комфортабельный тридцатиместный вагончик доставляет пассажиров от поляны Азау, лежащей в верховьях долины Баксана на уровне 2200 метров до станции "Кругозор", на высоту 3200 метров. Воздушный путь протяженностью 1900 метров вагон преодолевает на сорокаметровой высоте. В ближайшее время дорога дойдет до "Приюта одиннадцати" - исходного пункта подъема на вершины Эльбруса, сюда прежде могли добираться только опытные альпинисты. Теперь же люди любых возрастов, прибыв в Азау по асфальтированной дороге, могут побывать на Эльбрусе, не затрачивая своих сил на трудный и порой опасный пеший подъем по крутым склонам, через ледниковые трещины, полюбоваться самой изумительной панорамой горных хребтов, какую только можно видеть на Кавказе, и в тот же день спуститься вниз, вернуться в Нальчик или Пятигорск.

Трудно сказать, в чем в настоящее время большее значение для нас имеет Эльбрус - то ли как центр альпинизма для советских спортсменов и наших зарубежных гостей, то ли для развития научных исследований атмосферы, космических лучей, ледников и других природных явлений, изучение которых здесь с каждым годом расширяется.

Помимо метеостанции постоянной геофизической экспедиции Академии наук СССР, начавшей работу на Эльбрусе еще в 1934 году, здесь базируется экспедиция Грузинского государственного университета. В 1957-1958 годах работала по программе Международного геофизического года гляциологическая экспедиция Московского государственного университета. Международный год давно закончился, а исследование ледников экспедицией продолжается и поныне. К пятидесятилетнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, в 1967 году, Институт физиологии Академии наук Украинской ССР создал на восточной вершине Эльбруса, на уровне 5621 метра, самую высокую в мире лабораторию по изучению условий жизни в высокогорье. Строительство и оборудование лаборатории осуществлено благодаря героическому труду многих альпинистов, ученых и летчиков воздушного флота, доставлявших материалы и грузы для лаборатории по воздуху на мощных вертолетах, яки тут уже помочь не могли.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова "Спор" Эльбрус предупреждает гору Казбек о возможности покорения его человеком. Побежденным оказался не только Казбек, но и сам Эльбрус. Советский человек, вооруженный передовой техникой, уже широко использует поверхность и недра кавказского гиганта. По Эльбрусу проложены во всех направлениях туристские пути, созданы жилища и лаборатории, движутся вагончики канатной дороги. Грудь Эльбруса уже слышит не только топор и лопату человека, но и радиосигналы, телефонные гудки, гул советских самолетов. В грудь Эльбруса врезаются буровые станки, определяющие мощность льда, свойства горных пород, опускаются термометры и другие приборы.

Эльбрус побежден! Он превращен в высокогорную научную обсерваторию и школу советского альпинизма.


БИБЛИОТЕКА

Вулканы Ставрополья
Биография Эльбруса
Гора Машук
Пятигорский Большой Провал
Гора Развалка
Пещеры Карачаево-Черкессии
Медные горы Урупа
Томузловские чудовища
Гора Стрижамент
Сенгилеевское водохранилище
Кладбище насекомых
Возможны ли теперь географические открытия?
Подземные зоологические музеи
Есть ли в вашем селе окрестности?
Кубань-Егорлыкская обводнительная система
Обводнение Прикумья
Большой Ставропольский канал









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!