пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | теберда
БИБЛИОТЕКАВершины Западного КавказаОГЛАВЛЕНИЕ

Библиотека

Старо-Карачаевский район. Рынджи-аге

Восхождение начинают от исключительно красивого озера Улу-кель, самого большого горного озера в Карачае. Это озеро является истоком р. Улу-кель (на картах Кичкинекол), впадающей в р. Учкулан. От места впадения вверх по р. Улу-кель правой стороной долины подымается тропа. До начала тропы от Учкулана около 3 часов ходьбы, а от слияния Нахарской и Гондарайской долин - около 2 часов.

Часа через 1,5 подъема по тропе выходят к кошам. Дальше тропа становится еле заметной и через маленькую морену, выводит на луг. Здесь, свернув направо, поднимаются по траве вверх, следя за направлением потока. Обращает на себя внимание стоящий справа остроконечный скалистый пик Улу-кель-баши, однако восхождение на него является довольно легким.

Подъем приводит к трем небольшим озерам, находящимся на нижнем плато цирка Улу-кель.

Дальше поднимаются по травянистому заваленному камнями склону к большому полузамерзшему озеру Улу-кель. Из озера в виде красивого водопада вытекает река того же на звания. Хорошо видны вершины цирка и находящиеся ниже три озера. Вид исключительно живописный. Сюда от начала тропы 3-3,5 часа пути.

Справа, немного выше озера, можно найти под нависающими камнями хорошее место для ночевки, но если позволяет время, то лучше заночевать значительно выше.

Дальнейший путь идет по крупным камням, которые приводят к осыпи. Ориентируясь на Рынджи-аге, показавшуюся из-за отрогов Улу-кель-баши, стоящую в глубине цирка справа, пересекают эту осыпь и выходят на снежник, идущий направо вверх. По нему и следует подниматься, придерживаясь правой стороны до того места, где слева в снег вдается скальный мысок, на который выходят, пересекая снежник.

Дальше, поднимаясь по очень сыпучим скалам, выходят к небольшой площадке, на которой по возможности и следует заночевать. Сюда от озера около 4 часов пути.

От места ночевки по снегу поднимаются влево, идут вдоль Стоящей справа стены по зигзагообразному снежному гребешку до второго снежника, подымающегося вправо и переходящего в почти отвесную снежную стену. По середине снежника - жолоб, по которому проходят камнепады. Здесь даже летом идут лавины. Пересекая мульду, выходят на крутые плитчатые скалы, по которым лезут, траверсируя вправо. Местами скалы очень круты, точек опор мало. Необходимо охранение на крюках.

Подъем выводит на снежный склон. По нему поднимаются к скалам, напоминающим по характеру предыдущие. Поднимаясь по скалам, лезут через две стоящие друг за другом башни: первую - справа, вторую - слева.

Подъем приводит на крутой (до 60°), куполообразный снежник. По нему вылезают снова на скалы.

Подъем по скалам приводит на вершинный гребень. Отсюда в северном направлении хорошо видны две вершинные башни Рынджи-аге.

От места ночевки сюда 7-8 часов пути. Путь по гребню до второй башни, которая и является вершиной, нетруден. Переход от одной башни к другой идет по небольшому острому снежному гребню с нависающим на север карнизом.

Эта часть пути занимает еще 1 час. Все восхождение от озера требует 12-13 часов.

Восхождение, невидимому, возможно также по южному ребру.

С вершины открывается прекрасный вид на Муруджинскую и Нахарскую группы, хорошо видны вершины Тебердинской и Чотчинской групп. Внизу - урочище Рынджи и ущелье Даут.

Спуск до места ночевки занимает 5-6 часов и до озера - еще 1 час.

Первовосхождение сделано в 1937 году.

Читать на тему:

Кебек-джирин-баши
Секен
Могуаширха

Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!