пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВДобавить в избранное
ЦЕЛЕБНЫЕ КЛАДЫ ЗЕМЛИОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Целебные клады Земли 

Целебные клады Земли

Авторы: Е. А. Смирнов-Каменский, Р. Л. Школенко, Н. Г. Кривобоков, Р. А. Селихова

Легенды древности. Много лет тому назад мне пришлось побывать в Закавказье, в верховьях реки Куры. А истоки ее зарождаются в горах Турции и Грузии на высоте 2750 метров. В верхнем течении река стремительно несется в диких ущельях, окруженная отвесными базальтовыми скалами.

Среди этих скал, в 18 километрах от города Ахалкалаки, на левом берегу Куры, в пещерах расположен грузинский монастырь-крепость XII века Вардзия: около 300 пещерных помещений, расположенных в пять ярусов, соединенных откидными лестницами и мостиками, что делает монастырь неприступным. Большинство помещений и главные залы уходят глубоко внутрь горы. Главный храмовый зал вырублен в два яруса. Стены его украшены древними фресками с изображением святых и царей, в том числе и царицы Тамары. Самое удивительное в скальном монастыре — бассейн с водой, которая всегда свежа. Глубоко в горе, на 200 метров выше уровня Куры находится источник. При свете факелов, освещающих пещеру, вода в бассейне кажется кроваво-красной, очевидно потому, что стены бассейна из красного песчаника, содержащего соли железа. Если воду вынести из пещеры, она бесцветна, чиста, на вкус довольно приятна. Легенда уверяет, что в бассейне кровь Христова, пролитая для спасения рода человеческого. Впечатление усиливается фреской Христа, распятого на кресте.

В древности храм Вардзия пользовался исключительным почетом. Осенью, в престольный праздник сотни грузинских семей приезжали к подножью монастыря за исцелением своих недугов.

В наши дни скальный монастырь охраняется как ценнейший исторический и архитектурный памятник. Слава о его удивительном источнике бытует и поныне. Сегодня мы знаем, что воды источника — минеральные, довольно сложного состава.

В каждой легенде есть доля правды. В каждую из них, прославляющую силы природы, обычно вложены лучшие народные чувства. Пожалуй, самое удивительное, что все песни, легенды и сказания о целебной воде, созданные в разные исторические эпохи и даже народа ми не одной страны, роднятся своим уважительных отношением к ее могущественным силам, дарующим людям здоровье, красоту и бодрость духа.

Много лет назад, когда мне довелось работать в Китае, я видел самое уважительное отношение к источникам лечебных вод. Это почитание уходит в отдаленнейшие времена и сохранилось до наших дней. Вода минеральных источников — одно из средств лечения в народной медицине Китая, Японии и Индии. На Востоке мне часто приходилось видеть у источников группы больных людей. Рядом с источником возвышается каменная плита, на которой написаны стихи и посвящения целебным силам источника, автографы известных людей, побывавших здесь, и рекомендации народных врачей о том, как следует лечиться водой от той или иной болезни. Больные часами сидят у источника, обливают больные места горячей водой, зачерпнутой сухой тыквой, и монотонно поют песни, восхваляющие силы природы и целебные воды источника.

В лесной долине Северного Китая есть озеро с соляно-серной водой. О нем сложена такая интересная легенда.

Молодой, красивый и энергичный предводитель, вернувшись из далекого похода, почувствовал, что заболел. Голова его горела, часто бил озноб, а по телу пошли гнойные язвы. Лицо предводителя стало настолько безобразным, что люди избегали с ним встречаться. Огорченный юноша решил скрыться. В далеких лесных дебрях увидел он небольшое красивое озеро и поселился в землянке на его берегу. Днем юноша не покидал своего убежиша и только в ночную пору, когда луна освещала небосклон, выходил и подолгу сидел на берегу озера. Деревья бросали свои нежные, причудливые тени в воды тихого озера. Двигалась по небу луна, менялись очертания теней, а он все сидел и следил за ними. Однажды, посмотрев в воды озера, юноша увидел в них молодую, прекрасную девушку. Она улыбалась ему и звала к себе. Не раздумывая он прыгнул в озеро и стал искать лунную деву, но она исчезла. Однако стоило ему выйти на берег, как она снова смеялась и звала его к себе. Так продолжалось много ночей. Но вот наступила хмурая пора, скрылась за тучами луна, и дева больше не появлялась. Опечалился юноша и решил покинуть озеро. На прощание подошел к воде и наклонился, чтобы напиться. Из водяного зеркала на него смотрел молодой красивый юноша с чистой, гладкой кожей и горящими черными глазами. С волнением осмотрел он свое тело, которое скрывал под одеждой, и увидел, что исчезли язвы и рубцы, вся кожа очистилась и он снова стал прекрасным. Это был подарок лунной девы.

А вот как рассказывает летопись о появлении первого русского курорта на Олонце.

Олонецкий крестьянин Иван Гебрев несколько годов скорбел сердечной болезнью. Зимой 1714 года на Рав-Болоте он нашел незамерзающий источник, начал нить из него воду и получил совершенное исцеление. Узнав об этом удивительном случае, Петр I лично побывал у источника, пил целебную воду и повелел лейб-медику Ревелину разработать докторские правила, «как при оных водах поступать — чтобы всяк сведом был, как оные воды употреблять, дабы непорядочным употреблением оных не был никто своему здоровью повредитель», Так появились «докторские правила» из 13 пунктов, регламентировавших поведение больных при. лечении на первом русском курорте, названном Марциальными (в честь бога войны Марса) водами. 20 марта 1719 года вышел царский указ на «докторские правила».

«Понеже господь бог, по своей к нам милости, здесь такую целебную воду явить благоволил (которая прежде не знаема была), которую не только многие больные исцелением своим освидетельствовали, но и мы, сами с своей фамилиею, и многих знатных персон присутствием и употреблением оных вод все пользу получили; и могу сказать, что паче других вод, которые мы пользовали, а именно Пирмонтския и Шпаданския, от сих большую пользу получили; того ради повелели мы вышеупомянутые правила докторами написать, как оныя воды употреблять и какой порядок в житье и в употреблении пищи и питья содержать, дабы неведением, вместо пользы, паче траты здоровью своему кто не принес, и тем бы сей от бога дарованный дар хулы от нерассуждения простых людей не воспринял. Буде же кто от упрямства своего сих регул хранить не станет, и таких до употребления тех вод допускать не велели. Петр I».

Так родились первый русский курорт и первые русские показания и правила для курортного лечения.

Сказания о живой и мертвой воде

В немой глуши степей горючих,
За дальной цепью диких гор...
Долина чудная таится,
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою; Кругом все тихо, ветры спят.
...С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
...Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
Б долине, где Руслан лежал В крови, безгласный, без движенья
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает. Руслан..,

Что же навеяло Александру Сергеевичу Пушкину эти образы? Может быть, сказки Арины Родионовны о живой воде, а может быть, услышал он эти легенды в Крыму или на Кавказе о богатырях, которых чудесная вода вернула к жизни?

Интересную легенду о водах Крыма поведал Максим Рыльский.

Запорожцы бегут из-под жестокой неволи крымских татар. Скачут кони на родное Запорожье. Уж не верят казаки своему счастью. Но орда не дремлет, близка погоня. Гудит земля от конского топота. Черной тучей налетают ханские воины. Страшна битва. Ручьями лилась горячая кровь на землю. Притиснули татары запорожцев к соленым озерам и порубили их саблями. Садилось солнце. Плакала вечерняя зари. Густой туман скрыл страшную картину. Лежат недвижимо в грязи и воде соленого озера казаки, руки в смертельном сне раскинувши. . А утром, чуть солнце бросило первые лучи, начали оживать казаки: тот пошевелил руками, тот голову поднял, третий потянулся и сказал: «Ох и долго я спал, как убитый». Удивляются казаки, сами видели вчера, как уоили одного, зарубили другого. Смотрят, там где раны были, там их вроде и не было, все зарубцевались и позатягивались. Зашли, они в озеро, омылись соленой водой и поскакали к себе па Украину. Не дала родная мать-земля погибнуть казакам. Принесли они с собой весть о целебных крымских землях и водах.

Ведь долгие годы жила традиция лечиться вначале горячими серными водами от болезней, а затем приобретать бодрое настроение на кислых водах.

Как не вспомнить прекрасных строк Лермонтова:

«...Недаром нарзан называют богатырским ключом. Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле: здесь все дышит уединением, здесь все таинственно — и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглой и молчаньем. И свежесть ароматного воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянной сладостию — усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок».

В час перед дуэлью Печорина Лермонтов его устами говорит: «...Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела...»

А вот первое квалифицированное описание источника нарзана, сделанное Петром Симоном Палласом, членом Петербургской Академии наук. Этот неутомимый путешественник и исследователь прибыл в район сегодняшнего Кисловодска в 1793 году и предсказал блестящее будущее источнику. «Бассейн источника,— писал Паллас,—имеющий до 27 футов длины и 17 футов ширины, суживается, наподобие воронки, вокруг главного ключа. Окраина бассейна покрыта песком. Главный ключ, из которого вода выбивается огромными пузырями, не находится точно в середине бассейна. Совершенно чистая вода, вытекая с весьма большой силой, увлекает с собой железистый песок, темный, гладкий, как пороховые зерна... Казацкие пики, связанные концами, могут погружаться и более 5 аршин, не встречая каменного грунта. Легко себе представить, какой объем воды должна доставлять эта могучая струя, если принять во внимание, что она поднимает человека, купающегося в ней, и не дает ему опуститься вниз. ...Смесь воды Главного источника с более обильными водами Козоды (Ольховка— Е. С. С.) и Елькуши (Березовка — Е. С.-К.) такова, что форель, которая водится в большом количестве в обеих реках выше нарзана, не может жить в них ниже истока его... Только что зачерпнутая вода (из источника) выделяет из себя с шипением, подобно лучшему шампанскому вину, большое количество мелких воздушных пузырьков... Она щиплет язык, ударяет в нос и, наконец, делается совершенно светлой».

За несколько лет до Палласа у источника нарзана побывал известный путешественник Яков Райнегс. Он оставил восторженную запись: «От двух стаканов этой воды происходит опьянение, за которым следует глубокий сон». Райнегс писал и о том, что вода источника не замерзает весь год и ею успешно лечат разные болезни. Нам понятно, что эти первые описания кое в чем явно преувеличены, но они помогли признанию ценности района Кавказских Минеральных Вод и возникновению курортов.

Провал на горе Машук. Старая легенда говорит о том, что в старину горы жили, как люди. Сильньгми страстями кипели их груди, они жили, любили и беспощадно мстили.

Владыка гор, могучий Эльбрус, увидал красавицу Машуку и воспылал к ней страстью. Молодая красавица иногда только издали озарялась улыбкой для могучего повелителя. Сердце ее уже давно было отдано молодому сыну Эльбруса, соседу Бештау, который красовался в окружении своих соседей, друзей и вассалов. Узнал об этом Эльбрус, разгневался, задрожала земля на много верст. Решил он силой увести Машуку и поселить среди черных гор у своего подножия, не стерпел Бештау обиды, ударил по седой голове владыку и оставил глубокий шрам. За такую неслыханную дерзость разгневался Эльбрус, разрубил непокорного на пять мастей, а затем глубоко вонзил в грудь Машуки свой меч. Сильна была чистая любовь девушки, и из раны потекла горячая голубая вода. Прошли века, утихли жестокие страсти. Окаменели горы. Но и в наши дни рано утром, когда только встает солнце, Бештау тянет свои руки-тени к Машуке, а когда вечернее солнце далеко на Западе последний раз озаряет седые вершины Эльбруса, он взоры свои обращает в долину к прекрасной зеленой Машуке. Из глубокой ее рамы по-прежнему бежит горячая голубая вода, кото, рая дарит людям здоровье и бодрость.

Вот что писали об этом ученые-исследователи. Один из первых— доктор медицины Иоганн Гюльденштедт — Обследовал район Провала на горе Машук в 1773 году и связал появление этого феномена природы с землетрясением, которое произошло от взрыва паров горячих вод, скопившихся в недрах земли. Глубина Провала более 30 метров.

Прошло довольно много лет, и другой известный исследователь Федор Александрович Баталин в 1856 году первым из ученых дважды спускался с товарищами по экспедиции в Провал и описал свое «воздушное путешествие» на дно колодца: «Вид, который открывается внизу, вполне вознаграждает за все неприятности тяжелого спуска. Нижняя часть Провала образует естественный грот, изумляющий громадностью размеров и причудливостью своих смелых очертаний. Подземное озеро, окружающее со всех сторон остров и глубоко вдающееся под своды юго-западной стены, своим темным, мрачным цветом увеличивает еще более оригинальность картины». Причиной образования Провала явилась трещина в недрах земли, которую размыли и выщелочили горячие подземные воды, после чего в нее обрушилась кровля пещеры.

Горячий источник горы Железной.Не сразу земля раскрывает свои недра, не сразу отдает богатства. Еще Паллас писал о том, что из рассказов местных охотников ему стало известно, что между горами Бештау и Железной в густом лесу есть источник с горячей водой. Прошло еще 17 лет, а источник этот оставался неизвестным русским исследователям. Но вот в 1810 году московский врач Федор Петрович Гааз делает одну за другой три попытки отыскать таинственный источник. Помогал ему в этом кабардинский князь Измаил-Бей.

Кружным путем с запада провел он Гааза через лесные дебри к горячему источнику на горе Железной. Рассказывая о нем, Гааз писал: «Железный горячий источник, открытый мною, есть один из самых интересных в мире. В Европе не известно ни одной минеральной воды, которая была бы железистой и в то же время имела температуру в 34 °R». Прошло два года, и у источника горы Железной появились первые больные в сопровождении казачьего конвоя. Хотя более детальные исследования показали, что воды источника содержат мало железа, но название Железные воды, данное Гаазом, прочно сохранилось до наших дней и дало имя и самому курорту.

Лошадиный источник. Вскоре после возвращения Гааза из экспедиции к горячему источнику казак военного поста на реке Ессентук рассказал ему любопытную историю. В голой степи (на месте, где сейчас курорт Ессентуки) протекает небольшая речушка Бугунта. Берега ее сильно заболочены и заросли камышом. Казаки заметили, что лошади часто уходят в заросли камышей и охотно пьют там воду. Там, где Подкумок из тесной долины выходит на степной простор, и находился казачий пост, мимо которого проходил тракт от Горячеводска (так назывался тогда Пятигорск) до Кислого источника богатырь-воды.

Гааз вскоре отправился искать «лошадиный» источник. Следы лошадей привели его через трясину к ручью Кислуша. Здесь-то и были им найдены несколько источников, вытекающих из горных трещин. Вода источников была, по описанию Гааза, кисло-соленой и серной, а в одном источнике даже сильно соленой. Это были ныне всемирно известные Ессентукские воды. Так шаг за шагом люди, проникали в тайны земли и открывали новые целебные источники.

Как лечили водами в старину. Ученый-исследователь минеральных вод Федор Александрович Баталин прибыл на Кавказские воды в 1861 году, провел детальные исследования и опубликовал большой труд «Пятигорский край и Кавказские минеральные воды». Довольно подробно он описывал, как лечили в те годы. Больные приезжали на все лето, с мая по сентябрь: «...Приезжие были люди зажиточные... Небогатому человеку было не по силам отправляться на Кавказские воды. Многие приезжали со своими слугами, поварами, певцами, танцовщицами, музыкантами, брали с собой своих врачей... больные выпивали много воды, иные по полведра и более в сутки... горячих ванн брали по 30, если облегчения не было, брали еще 30».

В горячих ваннах сидели подолгу. Главный курортный врач Андреи Цеэ писал: «Когда дыхание делается тяжелее, лицо горит, на лбу и по лицу показывается пот, тогда время выходить из ванны». Но он же считал, что лучше действуют ванны теплые. Образное представление о том, как проходило лечение питьевыми водами на Кавказских курортах в первой половине XIX столетия, можно получить из очерка известного бальнеолога А. А. Лозинского:

«...Уже в первом сочинении о Кавказских Минеральных Водах доктора Гааза говорится о питье пятигорской горячей серной воды, как о «лекарстве и питательном средстве». Гааз высказал довольно оригинальную мысль о том, что «принимать ванну — зто значить пить воду через кожу, а пить воду — это значит принимать ее через желудок... В книге Андрея Цеэ «Описание Кавказских целительных вод» (СПБ, 1817 г.) правильно оценено значение «летучей части воды, для сохранения которой полезнее пить ее у колодца как бы из живых рук природы». Цеэ советовал пить воду утром натощак, с промежутками, первый .день от 2 до 4 стаканов, а затем увеличивать количество воды до 8—12 стаканов. Любопытные сведения приводит Лозинский из книги В. Броневского «Поездка на Кавказ»: «...Многие из числа моих знакомых похвалялись тем, что они в Александровских ваннах в 38° жары по два раза в день высиживали по получасу и при том из Михайловского источника, самого сильного слабительного, выпивали по 30 и более стаканов воды в день».

Планомерное изучение природных факторов, в том числе и лечебных минеральных вод, началось в России после того, как в Пятигорске в 1863 году было организовано Русское бальнеологическое общество. Организовано оно было по инициативе прогрессивного и энергичного врача Семена Александровича Смирнова. Просуществовало Общество почти 60 лет и заложило прочные основы современных взглядов на происхождение минеральных вод, их физико-химический состав и лечебное действие.

Однако это были еще только отрывочные сведения, слабо подтвержденные экспериментальными исследованиями. И лишь в 1920 году, когда в Пятигорске был организован первый в стране курортный бальнеологический институт, по-настоящему развернулись научные исследования.

Читать на тему: Целебные воды Кавказских Минеральных Вод

БИБЛИОТЕКА

ЛЕЧЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫМИ ВОДАМИ
Легенды и быль о целебных водах
Типы минеральных вод
Углекислые воды
Сульфидные воды
Радоновые воды
Воды морей и соленых озер
Специфические минеральные воды
Курортные местности и лечебные воды Ставрополья
Немного истории
Как действуют на организм минеральные воды








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!