пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ»ОГЛАВЛЕНИЕ

Центральный Кавказ

Маршруты восхождений на пики Мира - 4400 м, Тютюнбаши - 4530 м

Путь от альплагеря «Безенги» до перевала Труд см. в описании 18 и 104. С перевала (без рюкзака! на кошках!) вправо к Северному контрфорсу пика Мира. С плато через бергшрунд и 30 - 35 м вверх по ледово-снежному склону, обходя скальный остров (крюк!) слева, затем 20 м по залитому натечным льдом кулуару. Далее 25 - 20 м по левому ребру кулуара (крючьевая страховка!) подъем на снежный гребень над первым скальным взлетом. По снежному гребню 25 - 30 м вверх, обходя скальный мыс справа, и по снежному склону выход под второй скальный взлет. У отошедшей от стены плиты вверх по 3-метровой стене на площадку, с нее по 5 - 6-метровому внутреннему углу (крючьевая страховка!) подъем на ребро. С ребра 15 - 20 м вправо по плите правой стороны взлета (крючьевая страховка!) и за острым камнем по простым скалам подъем на контрфорс. Далее по простому скальному и снежному контрфорсу вверх под скальную башню. Башню обходить справа по полке и плите (крюк!). От башни 35 - 40 м вверх по скалам средней трудности, затем 20 - 25 м по плитам (крюк!). Далее 50 - 60 м по крутому острому снежному гребню и 60 - 70 м по ледово-снежному склону (крючьевая страховка!) подъем на Восточный гребень пика Мира.

Широкий снежный гребень через 80 - 90 м подводит к 6 - 8-метровой башне, которую преодолевают в лоб (крючьевая страховка!). С башни вниз по простым скалам и острому снежному гребню (карнизы!), затем по склону подъем на третий жандарм. С него вниз по снежному склону и простому скальному гребню в провал. Из провала 150 - 170 м вверх по снежному гребню, чередующемуся с простыми скалами, подъем на пик Мира. От перевала Труд - 7 - 9 час. Спуск по пути подъема до перевала Труд - 5 - 6 час.

• Количество участников - 4 - 5 чел
  • Исходный бивуак - перевал Труд
  • Время выхода - 3 - 4 час. ночи
  • Снаряжение: веревка основная - 2х40: репшнур расходный - 4 м; скальные крючья - 6 - 8; ледовые крючья - 4 - 5; молоток скальный - 2; карабины - 8 - 10; кошки - 4 пары; палатка - 1
  • Места бивуаков - на Восточном гребне и пике Мира
  • Спуск с перевала Труд только утром

107. Траверс хребта Коштан-крест от пика Мира до Тютюнбаши с подъемом на пик Мира по Северному контрфорсу - 4Б к/тр (А. Наумов, Е. Варфоломеев, И. Кудинов, Е. Соколовский, В. Шутин и В. Шутов - 22 - 24 июля 1961 г.).

Путь от альплагеря «Безенги» до пика Мира см. в описании 106. С пика Мира вниз на запад по 150 - 180-метровому острому снежному гребню (карнизы! и 80-метровым крутым скалам (спортивный спуск) на перемычку между пиками Мира и Труда. С перемычки 200 - 250 м по сильно изрезанному скально-снежному (карнизы!) гребню с 3 - 5-метровыми скальными и небольшими снежными жандармами, которые преодолевают по гребню.

За 7 - 10-метровым провалом вверх по острому снежному гребню, затем по склону, переходящему через 150 - 200 м в острый 60 - 80-метровый снежный гребень с небольшими скальными островками. Далее по скалам средней трудности и снежному гребню подъем на пик Труда. С пика Труда вниз по 25 - 30-метровым скалам средней трудности, затем подъем на небольшой жандарм и с него 40-метровый спортивный спуск на перемычку. Далее по скалам средней трудности с большим количеством малых жандармов, которые обходят по полкам или преодолевают в лоб по 2 - 5-метровым стенкам и по 35-метровым плитам (крюк!) спуск в провал. В провале - бивуак. От перевала Труд - 10 - 12 час. Из провала по крутому снежному гребню, чередующемуся со скалами средней трудности, подъем на полку под стену скальной башни. С полки 55 - 60-метровый траверс по плитам левой стороны башни, затем вверх к узкой перемычке (крючье-вая страховка!), не выходя на перемычку под стеной влево до вертикального 7-метрового камина, залитого натечным льдом (крючья!). По камину (без рюкзака!) подъем на плиту (крюк!) и по ней 15 - 20 м вверх на полку. Далее по простым и средней трудности скалам 70 м вверх на вершину башни. С башни вниз по гребню, два небольших жандарма обойти справа по крутым снежным склонам и по острому снежному гребню (карнизы!) спуск на перемычку под вершину Восточная Тютюнбаши. С перемычки подъем по снежному, затем простому скальному гребню. Первый жандарм обходят по снежной полке справа. Второй - сначала 15 - 20-метровым траверсом по крутому снежному склону слева (крючьевая страховка!), затем 20 - 25 м вверх по трудным скалам Южного контрфорса (крюк!) подъем на вершину жандарма. С него 10 - 12-метровый спортивный спуск в провал и обход очередного жандарма по снежному склону и плитам справа (крючьевая страховка!). Далее по простому скально-снежному гребню подъем на вершину Восточная Тютюнбаши. От бивуака - 7 - 8 час.

С вершины по горизонтальному простому скально-снежному гребню. Первый жандарм проходить в лоб по 5 - 6-метровым плитам левой стороны (крючьевая страховка!). С жандарма 6-Метровый спортивный спуск. Жандарм «Башня» преодолевают в лоб по 7 - 8-метровой стене; спуск с него 10-метровым дюльфером. Далее по простому скально-снежному гребню, небольшие стенки которого преодолевают в лоб или обходят по полкам слева или снежными склонами справа, выход на вершину Западная Тютюнбаши. От бивуака на гребне - 9 - 10 час. Спуск по Западному гребню см. в описании 108.

• Количество участников - 4 - 8 чел
  • Исходный бивуак - перевал Труд
  • Время выхода - 4 - 5 час. утра
  • Снаряжение: веревка основная - 2х40 м: репшнур расходный - 5 м; скальные крючья - 8 - 10; ледовые крючья - 3 - 4; молоток скальный - 2; карабины - 8 - 10; кошки - 4 пары; палатка - 1
  • Места бивуаков - на всех вершинах, провалах, снежных гребнях и перед вершиной Западная Тютюнбаши

108. Тютюнбаши по Западному гребню - 2А к/тр (Глаголев и Ольховский - 23 августа 1933 г.).

Путь от альплагеря «Безенги» до перевала Уллу-ауз см. в описании 47. С перевала Уллу-Ауз влево и по некрутому ледово-снежному склону 50 - 60 м вверх. Далее 200 - 250 м по сильно разрушенным, местами покрытым снегом простым скалам и крутым-осыпям подъем на вершину Западная Тютюнбаши (страховка! справа склон обрывается стенами на ледник Тютюн!). От перевала - 40 - 60 мин. Спуск по пути подъема.

• Количество участников - 4 - 20 чел
  • Исходный бивуак - ночевка «Труд» в ущелье Думала
  • Время выхода - 2 - 3 час. ночи
  • Снаряжение: веревка основная - 2х30 м, репшнур расходный - 2 м: скальные крючья - 2 - 3; ледовые крючья - 3: молоток скальный - 1: карабины - 7 - 8: кошки - 4 пары: палатка - 1

БИБЛИОТЕКА

От автора
Особенности восхождений в районе
Комплектование спортивных групп
Выбор маршрута
Подходы
Выход с исходного бивуака на основной маршрут
Движение на маршруте
Маршруты восхождений на вершину Безымянная - 4050 м и пик Семеновского - 4050 м
Маршруты восхождений на вершину Миссестау - 4320
Хребет Коштан-Крест
Маршруты восхождений на вершины Южная - 3880 м, Главная - 3890 м и Северная - 3880 м Каяшкисубаши
Маршруты восхождений на пик Канкашева - 3920 м
Маршруты восхождений на вершину Гертыбаши - 4200
Маршруты восхождений на пики Мира - 4400 м, Тютюнбаши - 4530 м
Безенгийская стена
Маршруты восхождений на вершину Ляльвер - 4350 м
Маршруты восхождений на вершину Гестола - 4860 м
Маршруты восхождений на массив Джангитау - 5050 м
Маршруты восхождений на массив Шхара - 5200 м

Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!