пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • И засияли куполаОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

И засияли купола

Церковь в Пятигорске Северный Кавказ – древняя христианская земля. По мнению историков православной церкви, здесь находился один из первых центров христианства в России. Доныне в горных ущельях можно видеть величественные храмы, построенные более тысячи лет назад. Несомненно, стояли они и на территории Кавказских Минеральных Вод, только время не пощадило их. И к концу XVIII века заселявшееся русскими Пятигорье являло собой духовную целину.

Начало российским курортам положено основанием Константиногорской крепости в 1780 году. Тогда же появился в ней и первый храм – маленькая походная церковь 16-го егерского полка, составлявшего крепостной гарнизон. Помещалась она, как свидетельствует план крепости, в одной из саманных казарм, которую делила с лазаретом. Такой церковью и приходилось довольствоваться первым посетителям Горячих Вод. Со временем домов здесь становилось все больше, как и лечащихся, снимавших в них квартиры. Крепостная церковь уже не годилась для приезжей публики. Добираться до нее было далековато, да и не могла она вместить всех молящихся – и солдат, и курсовых. Надо было иметь в горячеводском поселении свой храм.

И церковь в поселении вскоре появилась. Ее привезли сюда из Персии, где она служила сотрудникам Российского генерального консульства, упраздненного в 1813 году после окончания очередной Русско-Персидской войны. Зимой оснащение этого походного храма хранилось в Константиногорской крепости, а с началом сезона привозилось к подножию Машука, где для него устанавливался просторный шатер.

То, что «кочующая» церковь годится лишь на первых порах и что растущему курортному поселению требуется постоянный храм, хорошо понимал не только заезжий отставной капитан, но и Главноначальствующий на Кавказе генерал А. Ермолов, который решил основательно благоустроить кавказские курорты. Его замыслы начала претворять в жизнь созданная по инициативе генерала строительная комиссия, душой которой были архитекторы-итальянцы братья Бернардацци. Они возводили ванные здания, жилые дома и гостиницы, разбивали сады и парки.

А вот с церковью вышла задержка, но не по вине Бернардацци или Ермолова. Дело в том, что еще в конце предыдущего столетия император Павел I запретил строить в России деревянные храмы – он был напуган частыми пожарами в них. Строить же церковь из камня стоило слишком дорого. Только в 1824 году Ермолов добился Сенатского Указа о том, что на Кавказскую область запрещение Павла не распространяется, и тут же распорядился, чтобы Иосиф Бернардацци составил проект церковного здания для Горячеводского поселения. В следующем году проект был готов, но осуществление его задержалось, теперь уже из-за отсутствия средств. А тем временем на Кавминводах, благодаря тому же Ермолову, появилось сразу несколько храмов в новых казачьих станицах – Горячеводской, Ессентукской и Кисловодской.

Ставили храмы первым делом, даже не успев еще наладить собственное житье-бытье. Ведь церковь была для казака главным строением. Здесь он крестился, венчался, здесь его отпевали, провожая в последний путь.

Имеются сведения, что к строительству, по крайней мере, некоторых станичных церквей были причастны братья Бернардацци. Радовали эти храмы казачьи сердца многие десятилетия. Да и не только казачьи - посещали их и жители ближайших к станицам курортных поселений, особенно ессентукского, где своя церковь появилась нескоро.

А как в дальнейшем сложилась судьба казачьих церквей? По-разному. Горячеводскую разрушили в безбожные тридцатые годы ХХ столетия. Ессентукские уцелели обе, правда, первоначальная старообрядческая церковь сгорела в 1872 году, а на ее месте построили новую. А вот у кисловодской церкви судьба оказалась довольно любопытной. В начале ХХ века решили станичники построить новый храм, а старую Покровскую продать. Благо и покупатель нашелся. Пятигорский купец А. К. Курилов, задумав стать главой городской управы, обещал, что если будет избран, то «поставит храм».Заняв желаемый пост, он выполнил свое предвыборное обещание – приобрел у кисловодских казаков церковь Покрова Пресвятой Богородицы и поставил ее в пригороде Пятигорска – в поселке Алексеевском (ныне поселок Свободы), не имевшем храма. Произошло это в 1903 году. Впоследствии деревянное здание, совершившее уже третье путешествие, было обложено камнем и доныне продолжает выполнять свое предназначение. Недавно в Пятигорске торжественно отмечалось столетие Покровкой церкви.

Но вернемся к начальным годам Горячеводского поселения, когда там было решено построить постоянный храм. К 1828 году нужные средства были собраны, и братья Бернардацци осуществили своей проект – возвели церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости (в разговорной речи, да и в краеведческой литературе ее называют сокращенно «Скорбященская»). Поставили ее в центре поселения, неподалеку от зарождавшегося курортного парка – Николаевского цветника. (Ныне на этом месте находится Центральная питьевая галерея). В том же, 1828 году был составлен проект другого пятигорского храма, который собирались возводить на новом кладбище у подножия Машука. Но строительство его началось далеко не сразу и в очень неудачном месте – оползни склона и землетрясения быстро разрушили здание, возведенное во второй половине XIX столетия.

В 1834 году была построена первая стационарная церковь в Кисловодской крепостной слободке. До этого богослужения для солдат и жителей слободки совершались, видимо, в походной гарнизонной церкви при Кисловодской крепости.

В Железноводске церковь появилась позднее, чем на других курортах Кавказских Минеральных Вод. В 1853 году командующий войсками на Кавказской линии и Черномории П. Завдовский приказал командиру шестой казачьей бригады полковнику Унгерн-Штерн-бергу построить в Железноводском поселении, имевшем тогда статус казачьей станицы, деревянную церковь. В следующем году она была готова и освящена во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1837 году, посетив Пятигорск, Николай I пожелал, чтобы в городе выстроили новый просторный храм «о пяти главах» и обещал прислать проект для него. Однако прошло целых десять лет, прежде чем 25 июля 1847 года состоялась закладка будущего собора. Да и строительство его растянулось на двадцать с лишним лет.

Не хватало средств. Просчеты строителей привели к появлению трещин в стенах. Здание пришлось разбирать и начинать все сначала. Наконец, в 1869 году храм Христа Спасителя был освящен. Его величественное здание, хорошо видное со всех сторон издалека, сделалось своеобразной «визитной карточкой» Пятигорска. Многие важные события в жизни города, региона, страны отмечались торжественными богослужениями в этом красивейшем соборе.

Спасский собор, как его называли в Пятигорске, стал первым в плеяде больших, красивых храмов, построенных на Кавказских Минеральных Водах к началу ХХ столетия. Каждый из них имеет свою интересную историю, которая заслуживает отдельного рассказа.

Вадим ХАЧИКОВ, «Ставропольская правда», 20 февраля 2004 г.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!