«Эльбрус и его отроги» | Автор: А. А. Алексеев |
Славяно-скифские храмы в Приэльбрусье
В первой паве книги А. И. Асова "Славянские руны и баянов гимн" говорится о храме Солнца и Кияре - древней столице госу-| дарства Русколань. которые находились, по преданиям, в Приэльб-русье. В сказаниях многих народов есть свидетельства о строитель-1 стве на священной горе Алатырь, так называли Эльбрус, храма Солнца. Согласно юроастрийским и древнерусским лс!ендам, этот, храм был захвачен Русом (Руетамом) и Усенем (Кави Усейнасом) во 2 тысячелетии до н. э. Археологи отмечают в это время возникновение на Кавказе шбанской культуры и появление скифо-сармат-ских племен. Упоминает храм Солнца и географ Страбон, помещая) в нем святилище Золотого руна и оракула Ээта (сравните: река Это-1 ко вблизи Пятигорска).
Есть свидетельства, что на рубеже нашей эры храм разгра-( бил боспорский царь Фарнак. Окончательно храм разрушили готц и гунны в IV в н. э.. В книге А. И. Асова приводятся его размеры: 6Й локтей (около 20м} в длину, 20 локтей (6-8м) в ширину и 15 локтей (около 10 м) в высоту. Количество окон и дверей - 12 - по колич' ству знаков Зодиака.
Для знатоков древней истории Приэльбрусья именно отсю, тянется цепь догадок, У подножия Алатырь-горы, по преданиям,! располагался рай Ирий. А у подножия Эльбруса находится плато Ирахитсырт и урочище Ирахитюз, зажатые между лавовыми поля-1 ми и скалами хребта Ташлысырт. Ирий в традициях славянской дохристианской религии ведизма - отделялся от Яви, нашего светлого мира, огненной рекой Смородиной (от смага - огонь, пламя). Ирахитсырт отделен от предгорий истоком Малки - рекой Кызылсу ("красная река"). Не могло ли это название стать переводом на тюркские языки слова "огненная"?
Как известно из былин и сказок, на реке Смородине должен быть Калинов мост, по которому из Нави (с того света) в Явь проникала! всяческая огнедышащая много] оловая нечисть, а обратно - из Яви в Навь - отравлялись души умерших, а также богатыри и полубоги для выяснения отношений с жителями подземного царства. И 1акой мост действительно сущсствуеч! В том месте, где Кызылсу прорывает застывший поток лавы и обрушивается в долину в падом Султан, в узком ущелье есть каменная пробка, по которой можно перейти с берега на берег.
Рядом с изумрудными пастбищами Ирахитюза и Ирахитсырта раскинулись мрачные поля черной и красноватой лавы, где нет рас-1 тигельности и даже самый обычный песок не желтый, а черный!
Словом, аналогия с Навью, где расположен рай Ирин и ад Пекальное
царство, очень близкая. Из книг можно узнать, что всего в 80 км Эльбруса находится могила последнего князя Русколани - Буса Белояра, причисленного к лику святых в ведической мифологии.
И еще интересный факт: древняя история помещает столицу Русколани Кияр Древний - вблизи Эльбруса у подножия горы Каракея. Но рядом с Ирахитсыртом расположен хребет Каракая, Не здесь ли был легендарный город, тем более что есть об этом и другие сеиде юльства?
На карте и бассейне реки Аликоновки у г. Кисловодска отмечены Бел оводе кая балка и Беловодекий родник, напоминающие о Беловодье -- легендарной прародине наших прапредков - ариев. Есть на Западном Кавказе речка Индргошй, созвучная с именем Индрик-зверя, который, по преданию, пытался завоевать Ирий. Рядом ~ пик и долина Даут, с которыми, похоже, связаны легенды о Дауове -отце Буса Белояра. Даут, по словам местных пастухов, распространенное имя. Может ли это быть простым совпадением?
Для тех, кто решит пройти по древней земле и лично убедиться в обоснованности наших предположений, чудеса и открытия начнутся уже на подходах к Эльбрусу по долине реки Кыртык. Внизу остане1ся долина реки Баксан, названной по имени Буса Белояра, в нартской традиции - Баксана. Рядом с Кыртыком в Баксан впадает река Куоасанты - "река или долина буйного Асана". Не род ли легендарного князя Асана, стремившегося завоевать Приэльбрусье, дал название этой реке?
А вот напротив реки Адырсу и Адылсу - "живая" и "мертвая" вода. Это юже память о древних преданиях...
Путь наш пролегает мимо хорошо знакомой туристам и археологам скалы Уллукая. Скала напоминает гигантскую кошку, между передними лапами которой есть узкий проход к глазам-пещерам и источнику нарзана. Уши кошки не совсем обычны. Так изображались злые демоны-дасу.
В трудах арабского историка Аль-Масуди говорится о храме
Солнца и другом славянском храме, посвященном богу смерти Чернобогу.
Здание храма было построено на черной горе, и была там
большая статуя бога в образе Сатурна, т. е. Чернобога. В славянской
традиции Чернобога звали еще и Седуничем по имени матери
козы Седунь. Отсюда, очевидно, происходит имя Сатурн. В храме
он был представлен в виде старика с палкою в руке, "которой он
двигает кости мертвецов из могил". Окружали храм чудесные воды
(нарзан!), известные своей пользой.
В пещерах Уллукаи находится высеченный в скале огромный подиум, на который можно положить до 50 человек.
В сочетании с целебным источником и видом на Эльбрус со стороны хвоста "кошки" гипотеза о том, что храм
Чернобога был именно здесь, становится весьма правдоподобной.
А теперь обратим внимание на названия рек, впадающих в Кыр-тык, - Уллу и Гигче Усенчи, I. е. "большая" и "малая" реки рода Усеновых. Согласно легендам, князья Рус и Усень ходили в военный поход в Приэльбрусье. В устье реки Кыртык стоит поселок Верхний Баксан, бывший Урусбиев аул. В переводе с тюркских языков это название означает аул бая Уруса или князя Руса!
Рус, по преданию, был предком Буса Белояра. В книге "Кавказская рукопись" царский генерал Иоганн Браламберг говорит,
что урусбиевцы - балкарцы-бастианы - аланского происхождения. Бастианы, значит, потомки князя Баса.
Нетрудно догадаться, что живший на берегах Баксана основатель рода Бас есть не кто иной, как Бус Белояр.
Еще одно подтверждение, и на этот раз, царского сподвижника.
Теперь в поисках храма Солнца спустимся одним из известных, перевалов к реке Кызылсу и чуть ниже поляны
Эммануэля перейдем реку по каменной пробке - Калинову мосту. Фотографии не могут передать ни вид мрачного
ущелья с лавовыми останцами, хранящими следы подземного жара, ни ощущение безднш которое создается на мосту. Дело в том. что рядом с мостом
нахолится водопад Султан, а за ним круто падающая долина, дна которой не видно! В каньоне стоит отрубленная
голова стража Калинова моста - Чурилы Дыевича, с которым сражались герои и полубоги.
Похоже, и пушкинский Руслан (князь Рус!) побывал здесь. И не у скалы ли Уллукая жил бородатый Черномор - Чернобог?
При входе на мост со стороны Яви (с левого берега) стоит причудливый останец, напоминающий то ли дракона, то ли змея. Такой зке стоит и у входа в каньон со стороны поляны Эммануэля и урочища Ирахитюз.
От поляны Эммануэля к храму Солнца идет дорога мимо горы Сирх и перевала Каяэшик ("скальные ворота" или "проход в скалах").
Выйдя на равнину, дорога поворачивает к горе Тузлук. Рядом на обрыве стоит придорожный камень - менгир.
Итак, мы вступаем в пределы храма.
Арабский историк и путешественник 9-10 вв. Масуди писал: "Об этом здании существует рассказ: о качестве его
постройки, о расположении его камней... об отверстиях, сделанных в верхней его части... для наблюдения за
восходом солнца..."
Есть все основания предполагать, что камни на вершине горы Тузлук служили фундаментом храма Солнца, Гора Тузлук - правильный травянистый конус высотой около 40 метров. Склоны поднимаются к вершине под углом около 45е. Это почти соответствует широте места, а следовательно, глядя вдоль него,
можно видеть Полярную звезду.
Ось фундамента храма составляет 30° с направлением на Восточную вершину Эльбруса. Те же 30° между осью храма и направлением на менгир и перевал Шаукам, Поскольку 30° - 1/12 часть круга - соответствует календарному месяцу, вряд ли это случайное совпадение. Азимуты восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцееюяния отличаются всего на 1,5° от направлений на вершины Канджал, "ворота" из двух холмов в глубине пастбищ, горы Джаурген и Ташлысырт.
Таким образом, 1 ора Тузлук привязана к четырем естественным ориентирам по Солнцу и Восточной вершине Эльбруса. Можно ли в этом случае предполагать, что она является естественным геологическим образованием? Высота горы около 40 м. Диаметр основания около 150 м. Размеры, сопоставимые с размерами египетских пирамид и других культовых сооружений.
По поводу менгира можно предположить, что он служил в храме Солнца пяточным камнем но аналогии со Стоунхенджем и помогал предсказывать солнечные и лунные затмения.
На перевале Каяэшик стоят два квадратных башнеобразных тура. Один из них лежит строго на оси храма! Здесь же, на перевале, фун- < даменты древних сооружений (один имеет крестообразное углубление), крепостные валы.
К сожалению, проведенная недавно дорога нарушила естественный гидрологический баланс и теперь к менгиру стекает кода. Часть склона обрушилась. Похоже, если не принять мер, через 2-3 года' менгир унесет свою тайну в каньон Малки.
Итак, вероятно, именно здесь был храм Солнца-- духовный или.] административный центр государства Русколань. Об этом забыто» государстве упоминал еще М. В. Ломоносов.
Не исключено, что храм Солнца на горе Тузлук и связанная с ним' пригоризонтная астрономическая обсерватория окажутся значимым историческим.и экскурсионным объектом.
Отдых в Приэльбрусье
|