пятигорск | объединяла древняя дорога | улицы пятигорска
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Объединяла древняя дорогаОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Объединяла древняя дорога

Две улицы

Трудно найти в Пятигорске две улицы, столь не похожие одна на другую, как эти. Одна проходит по окраине и тянется чуть ли не на полгорода. Другая - короткая, всего в два квартала, выходит к самому центру. Одна - шумная, оживленная, с предельно интенсивным автомобильным движением и обилием пешеходов. Другая - тихая, спокойная - прохожих на ней почти не увидишь, да и автомобили лишь изредка подъезжают к тому или другому дому. И существуют эти улицы как бы сами по себе, ничем, казалось бы, не связанные друг с дружкой. Думаю, как только я скажу, что это улицы Первомайская и имени Попцовой, вы сразу же согласитесь со мной.

Между тем, они находятся совсем рядом - разделены лишь круговой транспортной развязкой, расположенной в нижней части проспекта Калинина. Более того, когда-то они составляли единую магистраль. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на план Пятигорска, составленный в начале 30-х годов XIX века Иосифом Бернардацци: в пойме Подкумка там помечена «Дорога из Кисловодска», которая протянулась вдоль крутого берега реки. Куда она вела? Туда, где крутизна обрыва размыта ручьем, образовавшим так называемую Свиную балку. Старожилы Пятигорска хорошо знают, что так назывался городской район, образовавшийся в нижней части улицы Крайнего, которая ранее именовалась Базарной.

Гипотеза о Великом шелковом пути

Продолжая экскурс в историческую топографию нашего города, обратим внимание, что именно к этому месту подходит ныне северо-восточный, верхний конец улицы имени Попцовой, называвшейся раньше Подгорной. А на юго-западе, в нижней своей части, она смыкалась с нынешней Первомайской улицей - до той поры, пока их не разделил проспект Калинина. То, что улица Первомайская и продолжающая ее Коллективная сложились благодаря проходившей там дороге, легко понять, посмотрев на современный план Пятигорска. На нем хорошо видно, что обе улицы как бы слегка изломаны. Это значит, что дома на них ставились не по линеечке, как на других городских магистралях, и следовали изгибам дороги, которая, в свою очередь, приноравливалась к неровностям местности.

Смею высказать предположение, что дорога эта существовала задолго до появления и Пятигорска, и Кисловодска. Ведь когда-то по долине Подкумка проходил Великий шелковый путь. Но в районе Машука дорогу караванам преграждали скалы, спускавшиеся до самой воды. Они были взорваны по приказанию генерала Ермолова лишь в 1825 году. А до этого все путешествующие вынуждены были отдаляться от реки и огибать Машук с севера - во всяком случае, на старинной карте нашего региона показано, что дорога из Георгиевска на Горячие Воды проходила мимо соленых озер, расположенных вдали от Подкумка. Ну а после этого она должна была вернуться в долину реки, что было возможно только в районе Свиной балки, где спуск не столь крут, как в других местах.

Но не будем углубляться в недоказанную, к сожалению, документально гипотезу относительно Великого шелкового пути, а вернемся в более близкие к нам времена. Дорога в Кисловодск, проходящая по долине Подкумка, исправно выполняла свое назначение до середины 70-х годов XIX столетия, когда специально для дилижансов было проложено шоссе по нынешней улице Октябрьской, которая, кстати, и называлась тогда Шоссейной. Старая же дорога потеряла свое важное транспортное значение, хотя и продолжала служить местным нуждам. И вдоль нее начала городская беднота ставить свои домишки, образовавшие улицу Воробьевскую и пригород, тоже нареченный Воробьевкой - по фамилии городского головы Воробьева, возможно, как-то связанного с этими местами. Нынешнее название улице дал в начале 20-х годов прошлого века Курортный сад имени Первого Мая, как стали именовать Казенный сад (сейчас это Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова).

О чем мечтал Бернардацци

С годами к Первомайской возвратилось ее важное транспортное назначение - она помогала разгрузить интенсивное движение по центральным улицам. На магистрали, удобной для подъезда и подвоза грузов, стали возникать промышленные предприятия - артель «Зернохлеб», позже масло-комбикормовый завод, электромеханический завод «Сельэлектро» (его построили немного отступя от ряда домов), сувенирная фабрика с крупным художественно-конструкторским бюро. Для их сотрудников возводились жилые дома разной этажности. Интенсивно продолжалось индивидуальное строительство. В 70-80-е годы многоквартирные дома заполнили пустырь вблизи Сельскохозяйственного техникума. На рубеже веков ряд зданий заняли государственные учреждения, коммерческие структуры, торговые предприятия. Значительно возрос и поток автомобилей, следующих в район Скачек и далее, в сторону Ессентуков и Кисловодска. Так что эта современная улица успешно следует традициям древней дороги.

А вот другая ее часть, образовавшая улицу Подгорную, обрела иную жизнь. Основной транспортный поток из долины Подкумка в центр пошел по улице Базарной (ныне Крайнего) и по Больничному спуску, вошедшему в состав нынешнего проспекта Калинина. Подгорная оказалась не у дел. Селились на этой тихой улочке люди среднего достатка - их симпатичные домишки из желтого кирпича на белокаменном фундаменте до сих пор выделяются в ряду более поздних строений. В основном и те, и другие одноэтажны. Двухэтажных домов там всего раз-два - и обчелся. Да у пересечения с улицей Власова в 70-е годы построили многоквартирный дом, но он спрятан в глубине двора и «пригородного вида» улицы не нарушает. Каких-либо памятников архитектуры или даже просто памятных зданий на улице вы не найдете. Так что и гордиться ей было бы нечем, если бы не несколько имен известных пятигорчан, в разное время связанных с этой улицей - таких, как заслуженный работник культуры России, журналист А. Л. Попутько, заслуженный мелиоратор РСФСР К. И. Водяга, заслуженный работник культуры России С. Г. Сафарова, много лет возглавлявшая Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, и другие. Свое теперешнее название улица носит с 1965 года - в память о партизанке-подпольщице Нине Попцовой, погибшей в годы фашистской оккупации. Но сегодня о ней вспоминают не часто. И о важной роли, которую когда-то играла улица, известно немногим.

А ведь была уготована ей участь блистательная! Посмотрите на упоминавшийся уже план Пятигорска, составленный Иосифом Бернардацци. Если, взяв линейку, вы захотите определить намеченное им продолжение главного проспекта Пятигорска, то увидите, что оно нацелено как раз на то место, где ныне начинается улица Попцовой. Но в 40-е годы XIX столетия, когда Бульварная улица, как тогда называлась наша главная магистраль, вышла за рамки первоначального, «Лермонтовского Пятигорска», кто-то из лиц, распоряжавшихся застройкой города, видимо, распорядился чуть-чуть изменить направление ее оси. Зачем? Чтобы рождающийся главный проспект города пошел поверху и был прямым, широким, ровным. Правда, дойдя до нынешней Привокзальной площади, он уперся в обрыв и остановился в своем развитии.

Направление же, намеченное Бернардацци, позволяло главному проспекту Пятигорска продолжаться сколько угодно. Полого спустившись в долину Подкумка, он мог расти вдоль старой дороги хоть до Ессентуков! В таком случае улица Подгорная-Попцовой могла бы сделаться важной его частью, а значит, стать широкой, оживленной, украситься красивыми зданиями, оказаться связанной со многими историческими личностями. Но, как говорится, не судьба...

Вадим ХАЧИКОВ, заслуженный работник культуры РФ


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!