пятигорск | загадки ивана крылова | достопримечательности пятигорска |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Загадки Ивана КрыловаОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

Загадки Ивана Крылова

Достопримечательности ПятигорскаОрел, терзающий змею, - главный геральдический знак в гербах городов Кавказских Минеральных Вод. Эта скульптура установлена в Пятигорске на Горячей горе в 1901 году. Уж, казалось бы, о пятигорском орле мы знаем все или почти все - кто только не писал о нем, какие только легенды не придумывались. Лишь сравнительно недавно уточнена дата создания скульптуры и прослежен жизненный путь ее ваятеля Шодкого. Известный пятигорский краевед Л. Н. Польский утверждал, что автором рисунка орла является И. И. Крылов. Но какими документами подтверждается его авторство? Да и о самом художнике на КМВ почти ничего не было известно. Лишь несколько лет назад приоткрылась завеса тайны над этой загадочной личностью.

Жизнь и творчество

Наверное, не так уж тщательно исследователи докапывались до истины, иначе знали бы, что в Новочеркасске существует мемориальный музей этого замечательного художника. Иван Иванович Крылов родился 19 декабря 1860 года в казачьей семье в донской станице Елизаветинской. Рисовать он начал рано, уходя с карандашами и бумагой на берег Дона. С красками Иван познакомился позднее, уже в Новочеркасске, когда учился в Платовской гимназии. Отец смог помогать лишь первые три года, а затем пришлось самостоятельно зарабатывать деньги. Но мечта стать художником была столь велика, что он обратился за помощью к богатым горожанам. Его услышали и выделили пятьдесят рублей, которых едва хватило на дорогу в Петербург. В 1879 году Иван Крылов успешно сдал экзамены в Академию художеств. Самые суровые испытания, «крайнюю, сказочную нужду» пришлось пережить ему в первые годы учебы, которые требовали большой силы воли и упорства в достижении цели. Он учился у выдающихся преподавателей П. П. Чистякова, М. К. Клодта, П. П. Виллевальде. И в эти же годы к Крылову пришла большая любовь. Вопреки воле отца он женился на дочери состоятельного петербургского инженера Елизавете Ивановне Бухгардт. Ее родители тоже не одобрили выбор дочери и отказали ей в приданом. Но любовь победила: Крыловы прожили вместе долго и счастливо, преодолевая все невзгоды, а так как своих детей не было, вырастили и воспитали приемную дочь.

В 1887 году, получив четыре серебряные медали со званием неклассного, то есть свободного художника, Иван Иванович покинул стены академии. Молодая семья поселилась под Петербургом. Крылова покорила окружающая природа, он увлекся пейзажем и окончательно сформировался как пейзажист. Его работы появляются на столичных и провинциальных выставках и пользуются большим успехом, они приобретались музеями страны и членами царской фамилии для дворцов Петербурга и Москвы. Именно в Москву семья переселилась в конце 1892 года, а еще через год он получает в Академии художеств звание классного художника за картины «Новороссийская бухта», «Старочеркасский собор» и «Тропинка на г. Машук». Это был один из его первых кавказских пейзажей. И еще одно важное событие происходит в жизни Крылова: он становится одним из учредителей Товарищества московских художников.

Кавказ и Крым Иван Иванович полюбил навсегда, приезжал сюда неоднократно, не только лечился, но много работал; жил во Владикавказе, путешествовал по Военно-Осетинской дороге. Впитавший вольный дух предков казаков, Крылов передавал в полотнах красоту неприступных гор и глубоких ущелий. Буйство красок южной природы, легенды горцев глубоко тронули душу художника и нашли отражение в работах «Южного цикла».

Куда душа стремится

В 1900 году Иван Иванович с семьей переехал в Новочеркасск, на родную донскую землю, куда так стремилась его душа. На родине талант художника раскрылся с еще большей силой. Здесь он создал свои лучшие полотна «Степь ковыльная» и «Пора домой».

«Тысячи художников пересекали бесконечные степные пространства, - отмечал писатель А. Серафимович, - и их глазу, их сердцу они ничего не говорили, - степи проходили без красок, без жизни, без следа. И вот пришел художник, сам - степняк, и глаз его чутко уловил то, что проскальзывало у других бесследно. Уловил лицо степи, уловил внутреннее, затаенное, не в кричащих красках, а в громадности и, казалось бы, скучном однообразии, уловил вековую думу, смутную и грезящую, за которой чуется еще не бьющаяся, но уже готовая родиться огромная своеобразная жизнь».

Всей душой стремясь привить любовь к живописи жителям Новочеркасска, Крылов в 1902 году открыл в своей мастерской художественные классы, затем более двадцати лет преподавал в Донском политехническом институте черчение и рисование на кафедре архитектуры, стал доцентом кафедры и проработал здесь до конца своих дней. Незадолго до смерти художника в Ростовской картинной галерее с успехом прошла его персональная выставка. Рецензент отмечал: «Своими работами он завоевал право на большое уважение, правдивый и поэтичный отобразитель вечно прекрасной природы. И хотя нет у него бунтарства ни в красках, ни в тематике, полно и спокойно течет в степных берегах старый Дон, голубеют ковыльные степи; все-таки мы говорим: у художника Крылова можно и нужно учиться».

Крылов умер 14 ноября 1936 года, не дожив месяца до юбилея. Всю свою жизнь художник любил путешествовать. Азов и Калмыцкие степи, Крым и Кавказ, а в конце 1910-го - начале 1911 года - Франция и Италия. На его юбилейной выставке в Петербурге, в 1913 году, экспонировалось более трехсот работ, созданных за четверть века. Посетители с интересом знакомились и с теми из них, что создавались на Кавказских Минеральных Водах: «Бештау с горы Горячей», «Эолова арфа», «Пятигорск с горы Машук», «Горы Юца и Бештау» и др. В основном они создавались в 1901 и 1902 годах. Мы не знаем, бывал ли Крылов в доме художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске, но сейчас здесь хранится его работа «Базар в Новочеркасске». И уже точно известно, что отношения художника с Управлением КМВ были самые теплые. Биографы Ивана Ивановича подсчитали, что помимо художественных полотен он еще создал пятнадцать тысяч квадратных метров театральных декораций. В это число вошли и те, что по просьбе Дирекции КМВ художник подготовил для казенных театров в Пятигорске, Железноводске, Ессентуках. В 1902 году в Пятигорске с успехом прошла выставка его работ. Где, в каком зале она экспонировалась? Увы, до сих пор не известно.

Тень тайны

И еще одна загадка, связанная с именем художника, - тайна портрета М. Ю. Лермонтова. Когда в 1902 году открылась Лермонтовская галерея, вход в театральный зал украсил портрет поэта в овальной бархатной раме, выполненный Крыловым специально для галереи.

Елизавета Яковкина, бывший директор музея «Домик М. Ю. Лермонтова», разыскала газетную публикацию 1939 года, сообщавшую, что московский искусствовед Горбунков обнаружил на чердаке Лермонтовской галереи два портрета Лермонтова, написанные одним мастером. На одном из них значилась фамилия автора - «Крылов». Спустя десять лет ленинградский пушкинист Л. А. Черейский приобрел портрет поэта работы Крылова и передал его в Пушкинский дом. Яковкина считала, что он когда-то находился в Пятигорске. Но так ли это? А где же другой портрет?

В музее И. И. Крылова мне показали небольшую фотографию с надписью на обороте: «Портрет М. Ю. Лермонтова (в Пятигорске), выполненный И. И. Крыловым». Удалось узнать, что музею «Домик М. Ю. Лермонтова» принадлежал портрет поэта работы Крылова, который затем был передан в пятигорскую среднюю школу № 1. Когда в городе создавалась средняя школа № 12, он вроде бы попал туда, во всяком случае, в музее первой школы его нет.

Где находится лермонтовский портрет, выполненный Крыловым, предстоит еще выяснить.

Александра КОВАЛЕНКО, краевед,

Загрузка...

Оставить отзыв

Ваше имя:
Ваш отзыв:

Написанное мной подтверждаю









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!