пятигорск | реликвии свято-лазаревского храма | храмы пятигорска |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Реликвии Свято-Лазаревского храмаОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

Реликвии Свято-Лазаревского храма

Икона из Тархан

Храмы ПятигорскаВ Пятигорском Свято-Лазаревском храме вот уже более века находится икона, которая по дошедшему до наших дней преданию была прислана бабушкой М. Ю. Лермонтова Елизаветой Алексеевной Арсеньевой в 1842 году из Тархан. Икона предназначалась в дар Пятигорской Скорбященской церкви. Привезена она была слугами бабушки, которые приехали в Пятигорск за телом Лермонтова. Более полувека икона находилась в Скорбященской церкви, прежде чем попала в Пятигорский храм Христа Спасителя.

В 1902 году при открытии в Пятигорске нового Свято-Лазаревского храма ему была передана в дар церковная утварь. Из старого треснувшего колокола Скорбященской церкви были отлиты на ростовском заводе колокола для кладбищенской церкви, а также получены в дар иконы, и, вероятно, именно тогда икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» попала в новую церковь. Вот уже свыше 100 лет она находится в Лазаревском храме. Со временем мало кто мог вспомнить о том, как икона оказалась в храме, построенном в 1902 году рядом с некрополем, где находится место первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова. Мне же ее показал в храме и рассказал о ней Л. Н. Польский, известный краевед и настоящий знаток жизни и творчества поэта. В 2002 году потемневшую от времени икону, на которой с трудом можно было разглядеть лик Богородицы, перенесли в здание крестильни, а затем и вовсе унесли в комнату, где был кабинет служительницы храма С. Н. Кушнир. Спустя несколько месяцев она вдруг заметила, что на иконе четко проявился лик Богоматери с Младенцем на руках, позже показались и другие написанные на полотне образы. Это было чудо, на которое смотрели с восторгом и удивлением. Отец Александр - протоиерей Свято-Лазаревской церкви - поставил икону под стекло, в золоченную раму, на ее прежнее место в храме. Несколько раз я обращалась к настоятелям храма, а их за последние десять лет было трое, отвезти икону в Москву, чтобы специалисты смогли ее атрибутировать. Но это оказалось делом весьма сложным.

Два года назад в Пятигорск приезжал Кристиан Пиле - доктор исторических наук, профессор Каннского университета (Нормандия), профессор школы при Лувре, к которому я обратилась с просьбой посмотреть икону и, как специалисту, высказать свое мнение. Настоятель храма отец Александр выразил согласие на осмотр. К приходу профессора ее вынули из рамы и она предстала в полной своей красоте и величии. Само название говорит о горячей вере православных людей в помощь и заступничество Царицы Небесной, и едва ли найдется в России храм, где не было бы хотя бы небольшой иконы «Всех Скорбящих Радость». Народ с благоговением относился к этой иконе и искал у нее помощи в скорбях и болезнях. Вероятно, она была в домовой церкви Е. А. Арсеньевой, откуда она по желанию бабушки поэта привезена в 1842 году в Пятигорск.

Итальянская школа

Описание этой иконы, ее внешнего вида, сохранности было сделано профессором Кристианом Пиле в 2007 году: «Икона представляет собой живописное полотно (71x1,20), выполненное маслом на холсте, прикрепленном к деревянной основе. Живопись символически разделена на две части: землю и небо. Небо символизирует Богородица на облаке с Младенцем на левой руке. На голове у Богородицы и Младенца Иисуса одеты митры - символ высшей власти». Манера письма, в которой выполнены фигура и одеяние Богородицы (мелкие мазки, светло-зеленый цвет, классические черты лица), наводит на мысль о том, что живопись могла быть выполнена итальянскими мастерами первой половины 18 столетия.

Справа от изображения Богородицы - держащий в руках факел херувим, слева - парящий ангел. Некоторые исследователи считают, что ангел, написанный слева от Богородицы, - это лицо Лермонтова в детстве, но если учесть, что икона создана в первой половине 18 века, то нельзя не вспомнить, что поэт родился в 1814 году, поэтому отождествлять лик ангела с лицом поэта в детские годы не стоит. По-видимому, в верхней части полотна имеются и другие изображения серафимов. Однако они не видны из-за темной копоти, покрывающей живопись. Землю символизируют три страждущих человека, один из которых (находящийся в центре) опустил голову, как бы ослепленный светом, закрыв лицо руками. Два других (справа и слева) с просветленными лицами смотрят на явление Богородицы. Один из страждущих отбросил прочь костыли. Сюжет религиозной живописи оказался очень близок идее Лазаревского храма.

При осмотре иконы были выявлены многочисленные повреждения (следы ожогов): на лице Богородицы, на ее колене, на руке, в верхней части иконы. Полотно затемнено и на нем видны подтеки неизвестного происхождения и потертости, которые могли появиться в результате попыток спасения полотна от пожара. Икона нуждается в реставрации опытными специалистами, возможно, что в результате квалифицированной работы на иконе могут открыться новые изображения и подлинный колорит живописи. Старинная лампада

В храме находится еще одна святыня, связанная с именем М. Ю. Лермонтова. О ней мне рассказал священник о. Иоанн (Остроушко), он много лет живет в Пятигорске и служит ныне в Лазаревском храме. В правом крыле церкви перед иконой Христа Спасителя висит лампада, которая, по определению Кристиана Пиле, тоже создана не позже второй половины 18 столетия. Отец Иоанн вспомнил, что в детстве его родители отдали учиться в ювелирную мастерскую к мастеру Дмитрию Прокофьевичу Светлищеву. До сегодняшнего дня он живо помнит, как в мастерскую к ювелиру пришла старушка и принесла старинную лампадку. Это был 1947 год. Она дала ювелиру серебряный рубль и попросила сделать из него пластинку, чтобы прикрепить ее к лампаде, а на ней сделать надпись: «Помяни, Господи, Михаила». Старушка рассказала, что лампаду она получила от пожилой женщины, связанной родственными узами с семьей Лермонтова. Полагаю, что это могла быть троюродная племянница поэта Е. А. Шан-Гирей, которая скончалась в Пятигорске в 1943 году и была похоронена рядом с местом первоначального погребения М. Ю. Лермонтова. Ювелир выполнил заказ, а лампаду позже передали в храм. К сожалению, имя этой женщины о. Иоанн не помнит, а те, кто мог знать, уже умерли. Мы благодарны всем, кто бережно сохранил эти святыни до наших дней, и сегодня у иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» прихожане просят благоговейно Пресвятую Богородицу заступиться и помочь в беде и в горести.

Мануэлла ДАМИАНИДИ, краевед



елена  2017-10-17 17:42:39
 :) отличная и познавательная статья.

[Ответить]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!