Дизайнерский взгляд на старинную архитектуру Пятигорска
Большую часть Пятигорска занимает частная рядовая застройка, в том числе дома, которые были построены более ста лет назад и стали своеобразным памятником архитектуры города. Многие годы эти строения не получали достойной реставрации, а некоторые и вовсе не ремонтировались. Вместо этого со временем начали возводиться новые постройки рядом с этими домами, не всегда грамотно и обдуманно. Эта «инородная» архитектура - современные особняки из каталогов типового строительства — значительно стала нарушать ритмичность и органичность улиц, начал рушиться баланс между старыми «закоренелыми» постройками и новыми, не имеющими у нас корней.
Возникла и другая проблема. Т. к. за старыми постройками не ведется надлежащего ухода, то ремонт осуществляется самовольно, без помощи специалиста и не сохраняются важные элементы старой архитектуры, такие как наличники, коньки и трубы, ставни и рамы и др. Саманные дома зачастую приходят и вовсе в плачевное состояние. Слово «саман» толкуется как яровая измельченная в молотьбе солома, сечка, резка. Действительно, в старину для постройки дома использовали глину, в которую добавляли резаную солому, а также конский и коровий помет и воду. Затем укладывали в сквозные деревянные формы с ручками, постоянно перекладывали и целое лето сушили. Эта техника была широко распространена на Кавказе, Украине, у местных казачьих народов. Много саманных домиков сохранилось и в Пятигорске, но они нуждаются в уходе.
Помимо саманных домиков, сохранился другой тип архитектуры. Это дома из з о л о т и с т о г о кирпича. Внимание привлекает именно мастерски сделанная кладка кирпича, она разнообразными узорами ложится вдоль крыши, окон, дверей, что придает домам некую загадочность и красоту. В отличие от других домов, эти — имеют даты строительства, красиво вырезанные в самом кирпиче на фасадах (в основном это 1900-1910 годы), они имеют черты эклектичного стиля, в нем часто угадываются отзвуки готики, ренессанса или мотивы классицизма. Здания из золотистого кирпича стоят на высоком каменном цоколе, как правило, имеют красивые портальные двери с филенками, резным узором, медными ручками. Над входом располагаются ажурные кованые навесы, к дверям ведут каменные ступени. Очень выразительны окна с обрамлением узоров из кирпича. В основном эти дома занимают большую территорию, бывают одноэтажными или двухэтажными. Когда-то некоторые из них выполняли роль усадеб, где проживало одно семейство, но сейчас все изменилось и эти дома
как правило разделены на несколько семей. Это сказалось и на общей архитектуре дома: кто-то поменял старые деревянные рамы на новые пластиковые, кто<то решил сделать пристройку, и конечно — не соблюдая характер общей постройки. Это разрушает все каноны, по которым когда-то строили эти дома.
Поэтому вопрос о сохранении нашего архитектурного достояния стоит очень остро. Это работа для настоящих специалистов в области архитектуры и дизайна. Нужно подарить новую жизнь как самим старинным постройкам, так и малейшим деталям: дверным ручкам, ставням, наличникам, уличным фонарям, оградам и многим другим элементам. Старая архитектура итак долгое время оставалась без внимания, что еще хуже – ее рушили сами люди. Сейчас будет очень сложно ее восстановить. Но это наша память, которая пришла к нам от предков, и нельзя к ней относиться как к пережиткам прошлого, которое нам уже не нужно: ведь без прошлого нет и настоящего.
Чтобы сохранить архитектурный окрас Пятигорска и его районов, нужно проектировать новые построения, максимально приближенные к оригинальным, а старые реставрировать и вносить новые элементы, где требуется - обновлять колористику. Таким образом, мы сможем заинтересовать общественность, чтобы это стало коллективным делом, чтобы это интересовало большинство. Ведь в других странах могут сохранять свою культуру! Например Словакия, Польша или Германия, — там сохранились старинные дома и выглядят они очень ухоженно, тротуары и газоны перед домами – образцы порядка, даже горшки с геранью перед домом – это уже своеобразный «закон». Пора и нам воскресить свое культурное достояние, чтобы следующее поколение знало, как и чем жили их потомки; а это видно в каждой детали, в каждом кирпичике – во всем отражается история. Если люди останутся равнодушными, то в скором времени будут узнавать русский быт и историю только из музеев, а остатки старинной архитектуры превратятся не в достояние города, а в его позор. Вместо этого останутся заново построенные дома, которые зачастую совсем не относятся к нашей культуре.
Екатерина САВЕЛЬЕВА, журнал «Современный Кавказ»
Ирина2011-09-04 23:31:50
Очень интересно,хотелось бы на это все посмотреть.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!