пятигорск | Звездная судьба Сенной улицы
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • Звездная судьба Сенной улицыОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Звездная судьба Сенной улицы

Улицы ПятигорскаЧуть ли не до середины XX столетия она называлась Сенной. А почему? Да потому, что начиналась когда-то у Сенной площади. А та получила свое имя благодаря тому, что в начале века на ней происходила торговля скотом и кормом для него, в первую очередь, сеном. Видимо, и подвозили сено по этой небольшой, в один квартал, улице, отчего она была вся усыпана клочьями пахучей сухой травы, упавшей с возов. Собственно говоря, поначалу и улицы-то не было — просто стоял ряд домишек, глядевших маленькими оконцами на открытое пространство, что уходило на север до самого Бештау. Так будущая улица выглядит на плане Пятигорска, составленном в начале 80-х годов. А ранее — в 50-е годы — в квартале между нынешними улицами Мира и Коста Хетагурова одна-единственная усадьба, занятая обширными садами, располагалась примерно там, где сейчас высятся универмаг и бывшее кафе «Ивушка».

Свободная территория для строительства

Формироваться Сенная площадь и одноименная улица, идущая мимо нее, начали в 80-е и 90-е годы, причем застраивались они довольно энергично. К концу века мы видим уже полностью сложившуюся площадь и кварталы Сенной улицы, не только примыкающие с обеих сторон к Ермоловскому проспекту (ныне проспект Калинина), но и продолжающиеся за полотном железной дороги, вдоль подножья горы Пост, правда, только с южной стороны. Добралась Сенная даже до Константиногорской слободки.

Поначалу между строениями городскими и слободскими особого различия не наблюдалось. Позднее оно появилось, в городской части стали появляться одно-полутораэтажные, изредка двухэтажные дома. Многие из них дожили и до наших дней, заметно выделяясь среди позднейших построек: фундаменты из белого машукского камня, стены из желтого кирпича, нередко с фигурной кладкой, небольшие, кирпичные же, карнизы над окнами и кованные решетчатые козырьки над парадными входами. Такие дома возводились тогда во всех районах Пятигорска. Относительная простота архитектуры подтверждает, что владельцами их были, в основном, люди со средним достатком — чиновники, мелкие торговцы и предприниматели, учителя, врачи, инженеры. Ведь более состоятельные горожане предпочитали в те времена возводить дома в стиле «модерн» с его усложненными, нередко вычурными формами.

И эти здания тоже можно увидеть на Сенной улице. Во втором десятилетии прошлого века склоны горы Пост облюбовали люди состоятельные, умевшие ценить и более чистый воздух на высоте, и открывающиеся оттуда красивые виды. Имелась там и свободная территория для строительства — на верхней, четной, стороне улицы. В квартале между улицами Кутейникова и Прогонной и ныне стоит несколько симпатичных особняков — перенеси любой из них в тот же Провальский городок — и он прекрасно впишется в ансамбль тамошних дач достаточно причудливой архитектуры. Известно, что один из этих особняков принадлежал А. Н. Огильви — крупному ученому-гидрогеологу, впоследствии – первому директору Бальнеологического института. А особняк в соседнем квартале, позже застроенном высотными домами, одно время занимала лечебница, которую открыло пятигорское отделение Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулезом на средства, собранные в День Белого Цветка 29 июня 1912 года. Особняк благополучно уцелел во время реконструкции квартала — его старинные очертания приятно контрастируют с унылыми бетонно-стеклянными ритмами многоэтажных громад вокруг.

И все-таки окраина

Да, в канун мировой войны улица Сенная получила свой первый шанс на «звездную судьбу». Можно себе представить, какой красивой она стала бы, продолжись строительство дач и дальнейшее благоустройство окружающей их территории. Но, увы! В 1893 году район горы Пост оказался отрезанным от центральной части Пятигорска полотном железнодорожной ветви Минеральные Воды — Кисловодск. Насыпь с рельсами рассекла все улицы, ведущие в этот, только начавший развиваться городской район. А затем близ железной дороги стали возникать промышленные предприятия. «Казенный винный склад» превратился в ликеро-водочный завод. Его товарный двор вытянулся вдоль железной дороги, перекрывая все удобные пути для перехода полотна. Тут же, около железнодорожных путей появились и другие складские помещения. Наконец, построенный в 1939 году хладокомбинат довершил превращение Заполотнянского района в глухую сонную окраину Пятигорска.

Окраинный вид обретала понемногу и Сенная улица. Особнячки начала века старели, ветшали, а новых домов на ней практически не строили. Лишь в предвоенные годы в квартале между проспектом Калинина и улицей Буденного (ныне 40 лет Октября) возвели небольшое двухэтажное здание почтового отделения да по краю бывшей Сенной площади понастроили бараков. В 1956 году первая новостройка — здание телевизионного центра — оживила восточную оконечность улицы, которая упиралась в территорию, занятую «толкучим рынком».

К этому времени произошло и другое событие, судьбоносное для Сенной улицы. Ее решили превратить в транзитную автомагистраль, ведущую в западном направлении. Существовавшая дорога по второй линии Красной (бывшей Константиногорской) слободки была неудобна тем, что выезжать на нее из центра города приходилось через железнодорожный переезд у вокзала, часто и подолгу закрытый из-за интенсивного движения поездов.

Сенную, переименованную к тому времени в улицу Мира, соединили с центральной частью города путепроводом. Не слишком широкий «автомобильный мост», как его называли горожане, переброшенный через железную дорогу, оказался максимально загруженным. День и ночь по нему грохотал поток легковушек, грузовиков, автобусов. Значительную часть его составляли те, что поворачивали сюда с проспекта Калинина, служившего оживленной междугородней автотрассой.

Шанс становится судьбой

Так реализовалась, наконец, «звездная судьба» бывшей окраинной улицы — она стала очень нужной городу. Проезжую часть ее расширили, выровняли, заново покрыли асфальтом, украсили шеренгами деревьев и кустарников. Свое продолжение улица Мира получила, соединившись с четвертой линией Красной слободки. Правда, по обеим сторонам этой важной магистрали стояли в основном одноэтажные домики начала века.

Меняться облик бывшей Сенной начал в следующие десятилетия. На пустовавшую площадь перенесли Верхний рынок. Тут же построили универмаг. Сразу за полотном стал активно развиваться завод «Импульс», занявший место завода «Пятигорсксельмаш», который перебрался в новый промышленный район на Скачках. Старые тесные цеха были заменены многоэтажными громадами новых корпусов, сразу же изменившими облик этого уголка Пятигорска. По соседству, с обеих сторон улицы выросли высотные жилые дома, потеснив россыпь маленьких домишек. Даже на бывшей четвертой линии появилась новостройка — школа-интернат.

Правда, к концу прошлого века строительство прекратилось. Еще раньше понесла улица ущерб и как транспортная магистраль. Не выдержавший высокой нагрузки мост через железную дорогу пришел в негодность и был разобран. Разговоры о новом путепроводе велись не раз. Но пока что желающие проехать по улице Мира по-прежнему вынуждены пользоваться путепроводом, проложенным под полотном железной дороги еще в позапрошлом веке. Его габариты позволяют проезжать лишь легковым автомобилям и с трудом — микроавтобусам. Все прочие «транспортные средства» вынуждены петлять по боковым улицам, чтобы добраться до удобной магистрали или, наоборот, с нее проехать к центру города.

Своей обособленной жизнью живет восточный отрезок улицы. Почти на всем протяжении этого кусочка могут ездить лишь автобусы и маршрутки, обслуживающие посетителей Верхнего рынка, а также и пассажиров ряда междугородних рейсов. Как говорится, спасибо и за это. Но, конечно, лучше, чтобы улица вновь стала единой. И сделать ее таковой значительно легче, чем другие рассеченные магистрали, которых в Пятигорске, увы, немало.

Вадим Хачиков, заслуженный работник культуры РФ.










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!