пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
СТАТЬИ • В. И. СафоновОГЛАВЛЕНИЕ



 Статьи 

Для родины моей я сделал все... В. И. Сафонов

В. И. СафоновВ феврале исполняется 150 лет со дня рождения известного музыканта, дирижера, пианиста и педагога Василия Ильича Сафонова.

Сейчас имя Сафонова у многих на слуху. Мировые конкурсы пианистов, школа, училище, концертный зал, улицы в городах Кавминвод названы его именем. Педагоги пользуются его «Формулой игры на фортепиано». Имя его радостью отзывается в сердцах учеников, последователей, среди них немало прославленных пианистов, дирижеров, педагогов. Но как жаль, что нам не удастся услышать музыку в его исполнении, ведь он был превосходный пианист и крупнейший дирижер своего времени. Не сохранились пластинки, и мы даже не знаем, были ли они записаны.

На юбилейном торжестве внук музыканта Илья Кириллович Сафонов преподнес нашему музею альбом с вырезками из иностранных газет с рецензиями на выступления великого маэстро, и это единственный словесный портрет, живые впечатления от музыки, услышанной в исполнении Сафонова. Я не перечисляю источники мною использованных публикаций, пусть будет разноголосый хор почитателей, вдохновленных концертами Василия Ильича, услышанных из разных уголков земного шара.

«...Сафонов типично русский, высокий, сильное лицо человека, чья миссия повелевать, он широкоплечий и довольно молчаливый до тех пор, пока не приходит в восторг от музыки. У него жесткие густые волосы кавказца и стального цвета усы».

Великой заслугой Сафонова была пропаганда русской музыки за рубежом. Это он открывал миру Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Бородина, Скрябина. «Исполнение Пятой симфонии Чайковского было великолепно, и вполне заслуженно звучали овации, которыми публика встретила окончание концерта. Даже волнующее исполнение Артура Никиша несколько лет тому назад нельзя сравнить с этим концертом. Он был классический в истинном смысле этого слова; это выступление стало своеобразным мерилом. Он также велик и могуч, как Чайковский. Чайковский в крови у маэстро Сафонова».

Позже такие же восторженные отзывы были от концертов из произведений А. Скрябина, любимого ученика, которым Сафонов гордился и гордился по праву до конца жизни.

«Василий Ильич был великим артистом, человеком замечательной силы воли, если обычно дирижер повелевает оркестром, то Сафонов владел и залом, увлекая его, покоряя и очаровывая слушателей. Его манера держаться очень уверенно, и чувствуется, что ни один его жест не делается зря, что даже, когда он стоит совершенно спокойно, он воздействует на всех оркестрантов - его руки необычайно красноречивы, возможно, по этой причине его интерпретации полны достоинства, в них нет преувеличений и, если его сравнивать с дирижерами современности, он в одном ряду с Вейнгартнером, Никишем, Артуром Рубинштейном, Рихтером».

«...Сафонов прекрасный солист и аккомпаниатор. Будучи превосходным пианистом, он аккомпанировал коллегам с особой нежностью, бережливостью и любовью. Солист Леон Делофосс прекрасно играет полонезы Шопена, но как мечтательно, вдохновенно сопровождал оркестр Сафонов как интерпретатор с невероятным личным обаянием (магнетизмом), чье знание и симпатия по всем музыкальным школам и стилям было так велико - знатоков и слушателей поражало. Звучит Леонора № 3 Людвига ван Бетховена - Сафонов протянул руки - прямые руки его необычайно выразительны. Как только оркестр начал играть, сразу же стало ясно, что должно произойти чудо. Сафонов наэлектризовал слушателей, и, когда увертюра закончилась, зал не отпускал маэстро, вызывая множество раз на поклон. И вот характерно, он сначала кланялся оркестру, потом почтенной публике».

Лондонская публика в Квин-Холле потрясена дирижерским талантом Сафонова. Далее - гастроли в Бельгии, Австрии, еще в ряде городов Европы, а потом Америка - это не он покоряет мир, а мир потрясен необычным русским талантом. Рецензент отмечает: «он работает руками, головой, всем телом, чтобы получить от оркестра желаемый результат, когда исполняются некоторые пассажи форте, он буквально становится в позу борца»... В конце концерта он сам сел за рояль, демонстрируя виртуозное владение инструментом.

«Вчера в Карнеги-Холле состоялось невообразимое действо - за пультом стоял казак из России, приведший публику в восторг. Призывает ли он на помощь Бога внезапным быстрым движением левой руки или, как хищная птица, выгребает сердце из духовых инструментов, или приводит себя в ярость или, наоборот, в состояние полного покоя - во всех случаях успех был потрясающим... Публика разошлась, унося в сердцах живую память о нем».

После успешных гастролей за рубежом возобновились переговоры о назначении Сафонова главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра.

«Я не очень стремлюсь к контрактам. В жизни и искусстве больше всего ценю свободу, хотя она и дается самой большой ценой», - говорил маэстро.

По всему миру рассеяны ученики В. И. Сафонова, и встречи с ним всегда были праздником и для учителя, и для его питомцев. В Джульярдской музыкальной школе работали Иосиф Левин и Розина Бесси-Левина, которая впоследствии стала педагогом прославленного Вана Клиберна. «Сафонов - мой музыкальный дед!» - восклицал Ван Клиберн.

Леонид Николаев, ученик Сафонова, воспитал Дмитрия Шостаковича. Другой выпускник - Федор Кенеман - был постоянным аккомпаниатором Федора Шаляпина. Многие питомцы работали в разных городах России: в Ростове - М. Прессман, в Киеве - Г. Беклемишев, в Одессе - Ю. Исерлис, в Москве - Е. Калюжная, Э. Розенов, Н. Метнер, Н. Брюсова.

Из сафоновской мастерской вышла целая плеяда талантливых музыкантов.

Один из последних концертов В. Сафонова, данный в Москве, был посвящен памяти А. Скрябина. Звучал «Прометей». Партию фортепиано с блеском исполнила вдова композитора Вера Скрябина. Сафонов был на высоте дирижерского искусства. Концерт в честь легендарного ученика стал «лебединой песней» и самого учителя...

...Огромный след деятельности Сафонова оставлен им на нашей ставропольской земле. Неподалеку от Георгиевска сохранилась усадьба генерала Ильи Ивановича Сафонова «Ильинка». Красивое двухэтажное здание. Роспись балкона, резные узоры наличников. Ныне дом пуст, он ждет разумного использования.

Для удобства жителей этого района И. И. Сафонов вырыл артезианский колодец, обеспечив людей питьевой водой. Долго еще этот источник благодарные жители называли «Сафонов ключ». Василий Ильич продолжил дело своего отца и за свой счет построил в станице Минутка близ Кисловодска еще один такой колодец. Жители присвоили Сафонову звание «Почетного казака» станицы Кисловодской. Он очень дорожил этим.

Хранил Сафонов и кисловодский дом отца - гостиницу «Парк», построенную в 70-х годах XIX столетия. Многие почетные гости жили в этом гостеприимном доме, всегда наполненном музыкой. Среди гостей бывали композиторы С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Глазунов, художник Н. Ярошенко, писатели А. Чехов, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов. Сегодня этот дом - пансионат «Факел» - отреставрирован и восстановлен в первозданном виде. Здесь когда-то В. Сафонов выдвинул девиз: «Если Кисловодск лечит сердце, то лечить его надо и высокохудожественной музыкой».

27 февраля 1918 года в Кисловодске перестало биться сердце «баяна русской музыки».

В книге, изданной в Одессе в 1918 (а ведь время было какое!) - «Венок на могилу Сафонова», есть такие слова: «Имя Сафонова окружено ореолом славы, которую он приобрел благодаря своему могучему артистическому таланту, а также сильной железной воле... Всем известно, как трудно вообще русскому артисту заслужить симпатии и внимание за границей, но выдающееся дарование Василия Ильича не знало этих преград и достигло колоссального успеха как в Европе, так и в Америке, заставив полюбить и уважать русское творчество».

Память о Сафонове, особенно в последние годы, вновь возрождается в сердцах благодарных потомков. Похоронен Василий Ильич на старом кисловодском кладбище у стены ныне вновь воссозданного собора, рядом с могилой Н. А. Ярошенко. А вообще-то, думается, главный памятник себе воздвиг сам В. И. Сафонов неутомимой подвижнической работой на музыкальной ниве Отечества, блестящим мастерством пианиста, педагога и дирижера.

Борис РОЗЕНФЕЛЬД, директор музея музыкальной и театральной культуры на КМВ, заслуженный работник культуры РФ, «Ставропольская правда», 15 февраля 2002 г.


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

RSS
Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!