В первый раз в Пятигорск Лермонтов приехал вместе со своей бабушкой в 1825 году. В 1837-м его ссылают на Кавказ. Впечатления от пребывания в этих местах, как известно, легли в основу повести «Княжна Мери». В последний приезд в 1841 году он написал лучшие свои стихотворения – «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». В Пятигорске же трагически оборвалась жизнь блистательного поэта.
И хотя минуло более полутора веков, творчество и жизнь М. Ю. Лермонтова, казалось, должны быть изучены досконально, все же работники государственного музея «Домик Лермонтова» умудряются и по сей день «откапывать» новые биографические данные о судьбе поэта, воспоминания и письма современников, друзей. Происходит все это благодаря тесному сотрудничеству с другими лермонтовскими музеями, дальними его сородичами.
Прямых потомков у Михаила Юрьевича не было. Пожалуй, самый знаменитый родственник – племянник, генерал Александр Михайлович Лермонтов, имя которого до сих пор чтут в Болгарии как освободителя от османского ига. Сегодня в мире насчитывается более 200 представителей древнего рода Лермонтовых, которые проживают в России, США, Франции, Югославии, Бразилии, Англии, Швейцарии, Люксембурге. Пятигорский музей поддерживает тесные связи с гражданкой Франции Жозефиной Лермонт, которая здесь частый гость.
Как рассказала ученый секретарь музея Ирина Сафарова, за последние годы Пятигорск негласно стал побратимом Пензы. Там находится государственный музей «Тарханы»: дом, где родился Михаил Юрьевич, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней-усыпальницей, в которой хранится прах самого поэта, его матери, деда и бабушки.
Два музея осуществляют совместные исследовательские проекты, культурные акции и литературные праздники. Дружны пятигорчане и с москвичами, сотрудниками столичного музея Лермонтова – дома, который на время учебы в пансионате в течение четырех лет для будущего светила русской поэзии снимала его бабушка Е. А. Арсеньева.
Большую помощь в изучении творчества и жизни поэта пятигорскому музею оказывает международная ассоциация «Лермонтовское наследие», лермонтовский центр в Середниково, что под Москвой, где четыре лета – с 1829 по 1832 г. - жил начинающий поэт и, конечно, творил свои шедевры.
Мы хотим наладить контакты и с музеем в Тамани, думаем организовать совместную исследовательскую работу. Там собрано немало уникальных материалов по таманскому периоду жизни Михаила Юрьевича, - делится ближайшими творческими планами И. Сафарова.
Таманский музей – небольшой домик на скалистом берегу, где останавливался ссыльный офицер. По воспоминаниям хозяев соседних домов, дошедшим до нас, «…молодой бравый поручик в первый день своего приезда очень долго не мог найти свободной комнаты, так как все вокруг было занято. Настолько устал и отчаялся, что готов был поселиться хоть у самого черта». Как известно, кратковременное пребывание в этих живописных, экзотических местах послужило основой одноименной повести.
Значительно обогащают фонды пятигорского музея материалы, собранные в национальных библиотеках мира. Одна из тех, кто ворошит кипы пыльных вековых страниц исторических книг и очерков, - сотрудник музея Е. Соснина. Ее «конек» - Кавказ глазами иностранных путешественников, бывавших в этих краях более века назад. В свое время Екатерина Леонидовна получила грант французского правительства на исследовательскую работу именно по этой теме, работала в Парижской национальной библиотеке Ришелье-Миттерана, «перевернула» десятки изданий, где описывались путешествия французов на Кавказ, пока, наконец, не нашла то, что искала. И находка превзошла все ее ожидания.
Сосниной случайно попали в руки мемуары Адели Оммер де Гелль – известной парижской поэтессы, жены российского консула во Франции Ксавье Оммер де Гелля. Вместе с супругом она не раз бывала на Кавказских Минеральных Водах. Биографы Лермонтова называли ее «женщиной-мистификацией», одной из загадочных возлюбленных поэта. Встретились они в Пятигорске, и пылкий поручик влюбился в очаровательную француженку. Впрочем, об этой любви мало кто знал, ведь дама была замужем, к тому же за высокопоставленным чиновником, бросить малейшую тень на репутацию которого означало навлечь позор и большие неприятности. И тем не менее по одной из версий, когда Лермонтову нужно было срочно выехать к новому месту службы в Кисловодск, каким-то чудом Адели уговорила своего мужа переехать в этот же город – вслед за возлюбленным.
Была ли действительно любовная связь или это просто домыслы завистников, и поныне остается загадкой. Документального подтверждения не найдено. Есть только туманные намеки в переписке самой Адели и красивая легенда. А тайны, как известно, времени не подвластны и могут жить вечно… Не случайно новую книгу, недавно вышедшую в свет, Е. Соснина назвала «Гениальный фантом: легенды о жизни Лермонтова».
Татьяна СЛИПЧЕНКО, «Ставропольская правда», 8 августа 2003 г.
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!