пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
КИСЛОВОДСК • Музей Н. А. Ярошенко в КисловодскеОГЛАВЛЕНИЕ



 Кисловодск 

Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко

Н. А. Ярошенко в КисловодскеМузей расположен на территории принадлежавшей (1885-1915) семье Н. А. Ярошенко усадьбы с садом, парком и постройками, включающими 4 мемориальных здания. Общая площадь - 575 кв.м, экспозиционная - 410 кв.м, фондовая - 62 кв.м. Общее количество единиц хранения - 7794, в том числе: живопись - 943, графика - 1773, скульптура - 64, декоративно-прикладное искусство - 175, фотографии - 2322, документы - 92, прочее - 2425.

Музей основан в 1959 году. Открыт 11 марта 1962 года. С 1959 - Дом-музей Н. А. Ярошенко, с 1963 - музей Н. А. Ярошенко, с 1967 - Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко, с 1991 музей носит современное название.

Николай Ярошенко посвятил себя искусству, не оставляя военной службы. Слушая рассказ о судьбе художника, я вспомнила о том, что многие славные представители отечественной культуры служили в армии — это и Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Александр Куприн, Павел Федотов, Василий Верещагин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков.

Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам, и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище. Параллельно Николай брал частные урокам рисования, а потом посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Обучение будущий военный инженер продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств.

Он с отличием закончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод, где прослужил более 20 лет. Исполнив мечту отца и повторив его путь, он ушел в отставку в чине генерал-майора. А вот повествование о художнике и общественном деятеле Николае Ярошенко должно быть более обширным.

Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Постепенно он проникся их нуждами, и ему стали близки взгляды весьма характерные для русской интеллигенции последней четверти XIX века. Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин, и в настроении, ими передаваемом.

После женитьбы на Марии Навротиной – одной из немногих женщин той поры, получивших высшее образование, – Ярошенко решил организовать свадебное путешествие. Сначала молодожены побывали в Полтаве, а потом отправились на Северный Кавказ, в Пятигорск. Там художник оставил молодую жену и целый месяц писал этюды в Сванетии. И хотя впоследствии Ярошенко много ездил по России, Западной Европе, побывал в Египте, Палестине и Турции, его сердце навсегда пленила красота кавказских гор.

В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Не забывали своего коллегу и художники – Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа.

Первые кавказские пейзажи, которые художник нарисовал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи...», хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Этюды, выполненные во время путешествий по горам Северного Кавказа или во время прогулок по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, завораживают своими красками и точностью передачи настроений. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя.

Николай Александрович Ярошенко изъездил весь Кавказ. Забирался в отдаленные горные аулы - и везде его встречали гостеприимно и уважительно. Художника хорошо знали, любили. Недаром В. Стасов называл Ярошенко «портретистом гор». Его картины, посвященные природе Кавказа, его людям, находятся в постоянной экспозиции музея.

Начало коллекции и основание музея связаны с именем В. В. Секлюцкого (1907- 1990). Помощь в комплектовании музейных фондов оказали наследники современников Н. А. Ярошенко, составлявших его окружение - А. Васнецова, П. Брюллова, Г. Мясоедова, В. Сурикова, А. Корина, В. Бакшеева, А. Степанова, В. Черткова, Н. Симановского и других.

Среди коллекционеров, внесших наиболее значительный вклад - И. С. Зильберштейн (Москва), А. И. Шустер (Санкт-Петербург), Д. М. Аксельбант (Москва), Ю. В. Невзоров (Москва), семья Фроловых (Санкт-Петербург), С. Г. Шамбурова (Москва), Е. Л. Фишков (Сухуми), Ю. Д. Пахомов (Тбилиси), А. Ф. Поляков (Кисловодск) и др.

Собрание живописных и графических работ Н. А. Ярошенко (1846-1898) легло в основу экспозиции главного усадебного дома; произведения М.Нестерова, Н. Дубовского, Н. Касаткина, В. Васнецова находятся в посвященных им залах одного из выставочных зданий. Уникальна коллекция живописи и графики В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. и К. Маковских, А. Куинджи, А. Киселева, В. Максимова, В. Поленова, А. Саврасова и других передвижников.

Вторая половина XIX в. представлена также живописью, графикой и скульптурой Л. Лагорио, В. Орловского, П. Суходольского, Н. Тютрюмова, Н. Дмитриева-Оренбургского, В. Верещагина, Ф. Васильева, Л. Позена, Е. Лансере, А. Обера, В. Беклемишева, И. Гинцбурга, Л. Бернштама.

Расцвет русского искусства конца XIX - начала XX веков отражают работы И. Левитана, В. Серова, А. Бенуа, Л. Бакста, Ф. Малявина, С. Малютина, С.Виноградова, А. Корина, Л. Туржанского, П. Петровичева, Н. Богданова-Бельского, Е. Столицы.

Коллекция советского искусства включает такие имена, как В. Бялыницкий-Бируля, И. Грабарь, М. Авилов, К. Юон, П. Радимов, В. Орешников, С. Ротницкий, Е. Кругликова, Е. Кацман, В. Курдов, Г. Епифанов, С. Коненков, М. Аникушин и др.

За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч картин, совмещая занятия живописью со службой на военном заводе.


ИНФОРМАЦИЯ
История Кисловодска
Карта Кисловодска
Карта Кавминвод
Почетные граждане
из Брокгауза и Ефрона
География Кисловодска

Достопримечательности
Кисловодская крепость
Гора Кольцо
Рим-гора
Каскадная лестница и Колоннада
Замок коварства и любви
Дом Реброва
Лермонтовская скала
Лермонтовский водопад
Нарзанная галерея

МУЗЕИ КИСЛОВОДСКА
Музей Н. А. Ярошенко
Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость»
Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина»

БИБЛИОТЕКА
«Курорт Кисловодск»
«Лечебные средства Кисловодского курорта»
«Кисловодск - город, пронизанный солнцем» «100 туристских маршрутов по горному Ставрополью»
«Кавказские минеральные воды» (Путеводитель)
«Маршрутами Лермонтова»
«Архитектура старого Кисловодска»
«Малознакомый Кисловодск»

ЛЕЧЕБНЫЕ ФАКТОРЫ
Кисловодский курортно-лечебный парк
Минеральные источники Кисловодска
Показания для лечения на Кисловодском курорте

САНАТОРИИ КИСЛОВОДСКА
Санаторий «Виктория»
Вилла «Арнест»
Санаторий «Джинал»
Санаторий «им. Горького»
Санаторий «Долина Нарзанов»
Санаторий «Заря»
Санаторий «им. Семашко»
Санаторий «Кавказ»
Санаторий «им. Кирова»
Санаторий «Колос»
Санаторий «Красные камни»
Санаторий «Крепость»
Санаторий «Кругозор»
Санаторий «Луч»
Санаторий «Москва»
Санаторий «Нарзан»
Санаторий «им. С. Орджоникидзе»
Санаторий «им. Г. Димитрова»
Санаторий «Пикет»
Санаторий «Плаза»
Санаторий «Родник»
Санаторий «Сосновая роща»
Санаторий «Узбекистан»
Санаторий «Филтакон»
Санаторий «Целебный Нарзан»
Санаторий «Центросоюза»
Санаторий «Электроника»
Санаторий «Долина Нарзанов»




ПИТЬЕВЫЕ БЮВЕТЫ
Нарзанная галерея
Новый бювет источника Нарзан
Питьевой бювет Желябовский

САНАТОРИИ КАВМИНВОД
Санатории Пятигорска
Санатории Ессентуков
Санатории Железноводска

ФОТО КИСЛОВОДСКА
Курортно-лечебный парк
Курортно-лечебный парк
Курортно-лечебный парк
Кисловодск
Кисловодск
Кисловодск
Кисловодск
Кольцо-гора
Замок коварства и любви
У минеральных источников

НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ
Акушерство и гинекология
Аллергология
Гастроэнтерология
Дерматология и венерология
Иммунология
Кардиология
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Оториноларингология
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Урология и нефрология
Эндокринология









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!